КУРС
«ИТАЛЬЯНСКОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Этот год был непростым.

Мы выучили новые слова: ковид, локдаун, пандемия, рецессия. Пришлось в очередной раз затянуть пояса. Кто-то переболел легко; кто-то – с осложнениями; а кто-то…

В общем, было тяжело.

А знаете, когда еще было тяжело?

В Италии, на заре эпохи Возрождения, а точнее, в 1348 году, когда на генуэзских галерах в Тоскану прибыла черная смерть. В течение следующих нескольких лет каждый пятый в стране был мертв.

А когда еще было плохо, рассказать? В самом зените Возрождения, в 1494 году, когда армия французского короля Карла VIII стальным плугом прошлась по мягкой итальянской почве. Грохота, который издавали французские пушки, никогда еще не слышали в Италии. Он наводил ужас. Флоренция открыла чужакам ворота; Папа тайно бежал из Рима. Многие дворцы были разграблены, многие деревни – сожжены.

И как же ответили на эти беды итальянцы?

Чума схлынула – и оставила после себя игривый, искрящийся «Декамерон». Его герои, укрывшись от чумы, предаются не пьянству и разврату; нет, они упражняются в изящной словесности, потчуют друг друга озорными новеллами и, как пишет Бокаччо, «смерть их не победит, либо сразит веселыми».

А что появляется после изгнания Карла VIII? Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу, А Рафаэль пишет Сикстинскую Мадонну.

Мне кажется, это неспроста.

От опустошенности помогало вдохновение.

От отчаянья спасала упорная и сосредоточенная работа.

Наконец, вместо того, чтобы волноваться о завтрашнем дне, думали о Вечном и писали для вечности.

Искусство помогло тогда, поможет и сейчас.

И я правда считаю, что курс по искусству Возрождения сегодня нужен, как никогда.

Не думайте о курсе как о простом наборе фактов, дат, имен, терминов. Думайте о нем, как о… путешествии. Путешествии в особое место, где правит Красота и Гармония, а Страху и Печали вход воспрещен.

Представьте: раз в неделю наступает особое время. Я очень хочу, чтобы вы заранее его наметили. Никаких дел, никаких помех; дети – спят или гуляют, домашние предупреждены, что вас отвлекать нельзя. Это время – только ваше.

Вы садитесь в любимое кресло, завариваете ароматный чай. И мы отправляемся в путь. Он поведет нас далеко, мимо белоснежного Миланского собора, по узким улочкам Феррары, через аркаду Дворца Дожей, по тысячелетним римским мостовым….

Но это – только начало.
Впереди нас ждут особые миры. Миры, созданные художниками.

Вот «Священная аллегория»  Джованни Беллини.
Как будто окно в иное измерение. Здесь царит тишина и тайна.

А вот – «Мадонна в скалах» Леонардо.
Пещеру заливает неземной голубоватый свет…
Откуда он?

А вот – «Весна» в своем волшебном саду. Кто она? Венера? Божественная Любовь? Олицетворение Природы?
Мы не знаем. Но гордо выступает она по ковру из цветов, и и сами боги и грации радуются ей.

И еще, и еще, и еще…

Эти картины живут по своим законам, вечным и неизменным. Это – законы красоты и гармонии, в тайны которых пытались проникнуть художники.

Эти картины содержат загадки (ведь сюжеты их до сих пор поняты не до конца). Но мы чувствуем: о чем-то очень важном, надмирном, судьбоносном они говорят…

Их-то мы и попытаемся разгадать. Проникнуть в вечные законы красоты. Осознать вечные истины, которые титаны Возрождения открыли – и выразили в своих картинах.

Живопись Возрождения – это не просто слой краски на штукатурке или на холсте. Это – особый мир. Я люблю там бывать. И я приглашаю вас с собой. Держите меня за руку, чтобы не сбиться с пути…

Вернетесь из этого путешествия вы с багажом знаний. А именно:

художники обретут для вас человеческий облик, станут родными людьми. Отныне Джотто будет для вас остроумным весельчаком, а  Перуджино – скрягой; Микельанджело, как выяснится, был нервным и ранимым, а вот Боттичелли палец в рот лучше было не класть.

 многие загадочные символы в картинах станут вам понятны. А загадок ой как много! Например, в одной миланской церкви есть такая вот неожиданная Мадонна с рогами:

А на одной из картин Пьеро делла Франческа над головой Мадонны на веревке подвешено страусиное яйцо.

Откуда рога? И почему яйцо? С этими и подобными загадками мы будем разбираться.

 вам будет гораздо труднее навешать на ушли лапши! Сами знаете, сколько сейчас «разоблачений» гуляет по сети. Рептилоиды, Новая Хронология, Великая Тартария… И люди ведь верят! Про искусство таких псевдо-открытий тоже хватает: мозг, зашифрованный на фреске Микеланджело; мелодия, спрятанная на фреске Леонардо; шестой палец на картине Рафаэля… Мы вместе разберемся с самыми популярными мифами, и после курса такие дешевые сенсации будут у вас вызывать лишь снисходительную улыбку.

 вы научитесь буквально видеть красоту. Это важное отличие от курса по искусству средних веков: там мы в основном говорили о содержании, сюжетах, символике. А в этом курсе будем много заниматься композицией, колоритом; будем разбираться, как «устроено» произведение. В итоге ваше восприятие искусства будет более глубоким, более осознанным.

Приведу пример: «Геракл и Несс» работы Джамболонья (ученик Микеланджело).

«Как живые!» – наше первое впечатление. Нас восхищает проработка волос и суставов, играющие под кожей мышцы, гибкость мраморных тел. Но присмотревшись поближе, мы подметим еще и мастерски продуманную композицию. Хотя переплетение рук, например, выглядит абсолютно хаотичным, они никогда не перекрывают вид на самую выразительную часть тела – лицо. Лица Геракла и Несса видны с любой точки – что спереди, что сбоку.

Мы понимаем, что сделано это специально, и теперь нас восхищает еще и продуманность скульптуры, совершенство ее композиционного решения. Но чтобы замечать такие моменты, нужен хорошо натренированный глаз. Такой у вас и будет – после курса.

 конечно, вы будете отлично разбираться в символике (это ведь мой конек). То, что у ваших друзей в музейных залах вызывает ступор, вам будет понятно с первого взгляда.

Приведу всего три примера. На картине Тициана изображена встреча воскресшего Христа с Марией Магдалиной, и почему-то у Христа в руках – заступ!

У Боттичелли Мадонна протягивает маленькому Христу вовсе не детскую пищу – колосья и виноград.

А вот на этом «Распятии» художника Брамантино и вовсе ничего не понятно: тут вам и череп на земле, и глазастые солнце с луной в небе, и два крылатых существа (одно из которых – явно ангел, а вот второе – не очень), подступающие к Христу…

А между тем все три художника используют традиционную иконографию, которая современникам была хорошо понятна. Будет понятна и вам.

 наконец, вы будете хорошо ориентироваться в любимых сюжетах эпохи Возрождения. Некоторе из них общеизвестны, но не все. Вот, например, деревянная панель, расписанная Боттичелли. Интересно, что за история здесь изображена?

А теперь поговорим о том, что именно будет в курсе:

Будет десять видеолекций, по одной в неделю. Их можно будет скачать, а можно будет смотреть без скачивания.

После курса по Средним векам многие жаловались, что высидеть трехчасовую лекцию трудно. Поэтому в этот раз я сделал все, чтобы вам было удобно. Во-первых, лекции в этом курсе будут не слишком длинными, 1.5 – 2 часа. Во-вторых, каждая лекция будет разбита на три части по 30-40 минут. Такими порциями воспринимать информацию будет намного удобнее.

Все лекции вы получите еще и в аудиоформате. Нет времени смотреть видео? Скачивайте аудио на телефон и слушайте в машине, в метро или во время пробежки.

К каждой лекции прилагается файл с иллюстрациями, чтобы вы могли, не торопясь, рассмотреть все детали картин.

И конечно, будут домашние задания. Выполнять их не обязательно, но полезно и приятно: ведь они будут и разнообразными, и творческими.

Вот, например, задания к первой лекции, посвященной Джотто:

– во-первых, вам нужно будет закончить одну известную его шутку (ведь это интересно – посостязаться с гением в остроумии!);

– во-вторых, я предложу вам прочитать одну весьма игривую новеллу из Декамерона и высказать свое мнение;

– наконец, я дам на вам выбор несколько фресок для анализа. Вам предстоит разобраться, как строится их композиция, какую роль играет каждый элемент. Это – для тренировки художественного чутья. Разумеется, все выполненные задания я проверю и откомментирую.

Вот список лекций:

Как и где будет проходить курс:

Сразу после оплаты все лекции придут вам на почту. Выкладывать домашние задания и получать мои комментарии будем в закрытой группе в ВК.

Когда можно записаться: записаться можно до полуночи пятницы, 24 сентября.

Сколько стоит: 7500 рублей

P.S.: знаете, что я понял за последние пару лет? Все в мире люди делятся на два лагеря.

Творцы – и вандалы.

Созидатели – и разрушители.

Те, кто строят музеи – и те, кто их разоряет (примеров в последние годы слишком много: Каир, Пальмира…)

И то же самое в повседневной жизни. Один складывает фантики в карман, другой бросает на дорогу. Один вынесет дворовой кошке сосиску, другой пнет ногой.

И вот я не верю, что человек, причастный к искусству, может оказаться среди вторых. Потому что искусство – это вдохновение, это дисциплина, это осознанность, это сосредоточение, это созидание. Не может человек, умеющий видеть и ценить красоту, гадить у себя в подъезде.

Поэтому чем больше будет знаний об искусстве – тем лучше, чем чище будет мир.

А чтобы их стало больше вокруг, надо сначала самим их приобрести. Помните знаменитую фразу Серафима Саровского: «Спасайся сам – и тысячи вокруг тебя спасутся». Так же и здесь: сначала приобщаемся к прекрасному сами – а потом приобщаем друзей, мужей, детей.

И мир вокруг капля по капле делается лучше.