Этот год был непростым.
Мы выучили новые слова: ковид, локдаун, пандемия, рецессия. Пришлось в очередной раз затянуть пояса. Кто-то переболел легко; кто-то – с осложнениями; а кто-то…
В общем, было тяжело.
Этот год был непростым.
Мы выучили новые слова: ковид, локдаун, пандемия, рецессия. Пришлось в очередной раз затянуть пояса. Кто-то переболел легко; кто-то – с осложнениями; а кто-то…
В общем, было тяжело.
В Италии, на заре эпохи Возрождения, а точнее, в 1348 году, когда на генуэзских галерах в Тоскану прибыла черная смерть. В течение следующих нескольких лет каждый пятый в стране был мертв.
А когда еще было плохо, рассказать? В самом зените Возрождения, в 1494 году, когда армия французского короля Карла VIII стальным плугом прошлась по мягкой итальянской почве. Грохота, который издавали французские пушки, никогда еще не слышали в Италии. Он наводил ужас. Флоренция открыла чужакам ворота; Папа тайно бежал из Рима. Многие дворцы были разграблены, многие деревни – сожжены.
Чума схлынула – и оставила после себя игривый, искрящийся «Декамерон». Его герои, укрывшись от чумы, предаются не пьянству и разврату; нет, они упражняются в изящной словесности, потчуют друг друга озорными новеллами и, как пишет Бокаччо, «смерть их не победит, либо сразит веселыми».
А что появляется после изгнания Карла VIII? Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу, А Рафаэль пишет Сикстинскую Мадонну.
Мне кажется, это неспроста.
От опустошенности помогало вдохновение.
От отчаянья спасала упорная и сосредоточенная работа.
Наконец, вместо того, чтобы волноваться о завтрашнем дне, думали о Вечном и писали для вечности.
И я правда считаю, что курс по искусству Возрождения сегодня нужен, как никогда.
Не думайте о курсе как о простом наборе фактов, дат, имен, терминов. Думайте о нем, как о… путешествии. Путешествии в особое место, где правит Красота и Гармония, а Страху и Печали вход воспрещен.
Представьте: раз в неделю наступает особое время. Я очень хочу, чтобы вы заранее его наметили. Никаких дел, никаких помех; дети – спят или гуляют, домашние предупреждены, что вас отвлекать нельзя. Это время – только ваше.
Вы садитесь в любимое кресло, завариваете ароматный чай. И мы отправляемся в путь. Он поведет нас далеко, мимо белоснежного Миланского собора, по узким улочкам Феррары, через аркаду Дворца Дожей, по тысячелетним римским мостовым….
Вот «Священная аллегория» Джованни Беллини.
Как будто окно в иное измерение. Здесь царит тишина и тайна.
А вот – «Мадонна в скалах» Леонардо.
Пещеру заливает неземной голубоватый свет…
Откуда он?
А вот – «Весна» в своем волшебном саду. Кто она? Венера? Божественная Любовь? Олицетворение Природы?
Мы не знаем. Но гордо выступает она по ковру из цветов, и и сами боги и грации радуются ей.
Эти картины живут по своим законам, вечным и неизменным. Это – законы красоты и гармонии, в тайны которых пытались проникнуть художники.
Эти картины содержат загадки (ведь сюжеты их до сих пор поняты не до конца). Но мы чувствуем: о чем-то очень важном, надмирном, судьбоносном они говорят…
Их-то мы и попытаемся разгадать. Проникнуть в вечные законы красоты. Осознать вечные истины, которые титаны Возрождения открыли – и выразили в своих картинах.
Живопись Возрождения – это не просто слой краски на штукатурке или на холсте. Это – особый мир. Я люблю там бывать. И я приглашаю вас с собой. Держите меня за руку, чтобы не сбиться с пути…
– художники обретут для вас человеческий облик, станут родными людьми. Отныне Джотто будет для вас остроумным весельчаком, а Перуджино – скрягой; Микельанджело, как выяснится, был нервным и ранимым, а вот Боттичелли палец в рот лучше было не класть.
– многие загадочные символы в картинах станут вам понятны. А загадок ой как много! Например, в одной миланской церкви есть такая вот неожиданная Мадонна с рогами:
А на одной из картин Пьеро делла Франческа над головой Мадонны на веревке подвешено страусиное яйцо.
Откуда рога? И почему яйцо? С этими и подобными загадками мы будем разбираться.
– вам будет гораздо труднее навешать на ушли лапши! Сами знаете, сколько сейчас «разоблачений» гуляет по сети. Рептилоиды, Новая Хронология, Великая Тартария… И люди ведь верят! Про искусство таких псевдо-открытий тоже хватает: мозг, зашифрованный на фреске Микеланджело; мелодия, спрятанная на фреске Леонардо; шестой палец на картине Рафаэля… Мы вместе разберемся с самыми популярными мифами, и после курса такие дешевые сенсации будут у вас вызывать лишь снисходительную улыбку.
– вы научитесь буквально видеть красоту. Это важное отличие от курса по искусству средних веков: там мы в основном говорили о содержании, сюжетах, символике. А в этом курсе будем много заниматься композицией, колоритом; будем разбираться, как «устроено» произведение. В итоге ваше восприятие искусства будет более глубоким, более осознанным.
Приведу пример: «Геракл и Несс» работы Джамболонья (ученик Микеланджело).
«Как живые!» — наше первое впечатление. Нас восхищает проработка волос и суставов, играющие под кожей мышцы, гибкость мраморных тел. Но присмотревшись поближе, мы подметим еще и мастерски продуманную композицию. Хотя переплетение рук, например, выглядит абсолютно хаотичным, они никогда не перекрывают вид на самую выразительную часть тела – лицо. Лица Геракла и Несса видны с любой точки – что спереди, что сбоку.
Мы понимаем, что сделано это специально, и теперь нас восхищает еще и продуманность скульптуры, совершенство ее композиционного решения. Но чтобы замечать такие моменты, нужен хорошо натренированный глаз. Такой у вас и будет – после курса.
– конечно, вы будете отлично разбираться в символике (это ведь мой конек). То, что у ваших друзей в музейных залах вызывает ступор, вам будет понятно с первого взгляда.
Приведу всего три примера. На картине Тициана изображена встреча воскресшего Христа с Марией Магдалиной, и почему-то у Христа в руках – заступ!
У Боттичелли Мадонна протягивает маленькому Христу вовсе не детскую пищу – колосья и виноград.
А вот на этом «Распятии» художника Брамантино и вовсе ничего не понятно: тут вам и череп на земле, и глазастые солнце с луной в небе, и два крылатых существа (одно из которых – явно ангел, а вот второе – не очень), подступающие к Христу…
А между тем все три художника используют традиционную иконографию, которая современникам была хорошо понятна. Будет понятна и вам.
– наконец, вы будете хорошо ориентироваться в любимых сюжетах эпохи Возрождения. Некоторе из них общеизвестны, но не все. Вот, например, деревянная панель, расписанная Боттичелли. Интересно, что за история здесь изображена?
– Будет десять видеолекций, по одной в неделю. Их можно будет скачать, а можно будет смотреть без скачивания.
– После курса по Средним векам многие жаловались, что высидеть трехчасовую лекцию трудно. Поэтому в этот раз я сделал все, чтобы вам было удобно. Во-первых, лекции в этом курсе будут не слишком длинными, 1.5 – 2 часа. Во-вторых, каждая лекция будет разбита на три части по 30-40 минут. Такими порциями воспринимать информацию будет намного удобнее.
– Все лекции вы получите еще и в аудиоформате. Нет времени смотреть видео? Скачивайте аудио на телефон и слушайте в машине, в метро или во время пробежки.
– К каждой лекции прилагается файл с иллюстрациями, чтобы вы могли, не торопясь, рассмотреть все детали картин.
– И конечно, будут домашние задания. Выполнять их не обязательно, но полезно и приятно: ведь они будут и разнообразными, и творческими.
— во-первых, вам нужно будет закончить одну известную его шутку (ведь это интересно – посостязаться с гением в остроумии!);
— во-вторых, я предложу вам прочитать одну весьма игривую новеллу из Декамерона и высказать свое мнение;
— наконец, я дам на вам выбор несколько фресок для анализа. Вам предстоит разобраться, как строится их композиция, какую роль играет каждый элемент. Это – для тренировки художественного чутья. Разумеется, все выполненные задания я проверю и откомментирую.
Все знают, что именно с Джотто начинается отсчет Возрождения.Но почему? Ведь в это время работли и другие видные художники: Дуччо, Симоне Мартини. Будем разбираться, что же в Джотто такого особенного.
Три художника, каждый из которых сделал прорыв в свой области: Мазаччо – в живописи, Донателло – в скульптуре, Брунеллески – в архитектуре. Если Джотто – это черепаха, то эти трое – слоны на ее спине, на которых держится Ренессанс.
Боттичелли – нежный, элегантный, удивительно красивый. Но он еще и глубокомысленный! Есть мнение, что в основании его самых знаменитых картин – и «Рождения Венеры», и «Весны» — лежит серьезная философская программа. Мы постараемся ее вскрыть.
Мы не будем пытаться охватить все наследие Леонардо, а сосредоточимся на живописи. Что нового он сделал, как художник? Какие открытия ему принадлежат? Ну и загадок коснемся, конечно. Без Дэна Брауна не обойдется)
Если Леонардо – это воплощенная Мудрость, а Рафаэль – Нежность и Любовь, то Микеланджело – это Мощь, это Сила эпохи Возрождения. Но где источник этой силы? Откуда столько неистовства в его фресках? И почему среди буйства его красок мы всегда ощущаемся трагический, горький привкус? Будем разбираться.
Самый гармоничный художник Ренессанса. По его картинам сотни лет учат студентов в художественных академиях. Вот и мы их будем изучать как прекрасные примеры композиций. Будем всматриваться в них, разбирать, тренировать наши глаза и художественное чутье.
О, это был совсем особый художник, со своими тайнами! Чего стоит одна «Аллегория Благоразумия»! Будем разбираться в ее смысле, и не только.
Загадочное живописное направление, ознаменовавшее конец эпохи Возрождения. Первые впечатления от картин маньеристов – от недоумения до неприятия. Посмотрите на «Венеру и Вулкана» Вазари: одна мускулистая Венера чего стоит! Но почему возникло это течение? Чего пытались добиться маньеристы? Есть ли у них что-то общее с художниками 20-го века?
Это будет интересная лекция…
Разберемся, что архитекторы того времени заимствовали у античности, а что придумали сами.
А в конце курса будет лекция-сюрприз! Тема пока держится в тайне)
Сразу после оплаты все лекции придут вам на почту. Выкладывать домашние задания и получать мои комментарии будем в закрытой группе в ВК.
Сколько стоит: обычно — 7500, сейчас — 5000
Важно: ваш платеж пройдет, даже если вы находитесь за границей. Для этого на этапе оплаты выберите опцию «Продамус.Платежи».
ЕЩЕ ВАЖНЕЕ: теперь у вас есть возможность воспользоваться беспроцентной рассрочкой. Например, покупая пакет за 5000, вы заплатите 1250 рублей сразу, а оставшаяся сумма будет списана с вашей карты тремя платежами по 1250 рублей в течение двух месяцев. Чтобы воспользоваться беспроцентной рассрочкой, при оплате выберите пункт «Оплата долями», как на картинке:
P.S.: знаете, что я понял за последние пару лет? Все в мире люди делятся на два лагеря.
Творцы – и вандалы.
Созидатели – и разрушители.
Те, кто строят музеи – и те, кто их разоряет (примеров в последние годы слишком много: Каир, Пальмира…)
И то же самое в повседневной жизни. Один складывает фантики в карман, другой бросает на дорогу. Один вынесет дворовой кошке сосиску, другой пнет ногой.
И вот я не верю, что человек, причастный к искусству, может оказаться среди вторых. Потому что искусство – это вдохновение, это дисциплина, это осознанность, это сосредоточение, это созидание. Не может человек, умеющий видеть и ценить красоту, гадить у себя в подъезде.
Поэтому чем больше будет знаний об искусстве – тем лучше, чем чище будет мир.
А чтобы их стало больше вокруг, надо сначала самим их приобрести. Помните знаменитую фразу Серафима Саровского: «Спасайся сам — и тысячи вокруг тебя спасутся». Так же и здесь: сначала приобщаемся к прекрасному сами – а потом приобщаем друзей, мужей, детей.
И мир вокруг капля по капле делается лучше.