Мини-курс
«Как читать
готический собор»

Для начала давайте я расскажу вам историю…

 

Это было примерно 800 лет назад. Жители французского города Лаон решили построить собор во славу пречистой Девы Марии. Собор этот стал одним из первых готических великанов Франции. Для того, чтобы его возвести, требовалось участие всех горожан. И никто из них не отказался; каждый хотел внести свою лепту в возведение храма.

Пока архитектор (имя которого не сохранилось) вычерчивал своды, строил в своем воображении каркас из ожив и подпружных арок – а дело это было новое, непростое, но стоящее усилий: ведь наполненный светом, как бы невесомый собор должен был напоминать о самом Небесном Иерусалиме, – обычные горожане возили камень из карьеров. А умелые каменотесы уже высекали страшилищ, которые должны были украсить башни собора.

 

 

Если люди попроще работали руками, образованные богословы составляли для каменщиков сложную программу: каких именно святых поместить на фасады собора, и в каком порядке, и каким условным знаком снабдить каждого из них, чтобы можно было узнать с первого взгляда. Ничего случайного в этом не было: все украшения, все фигуры собора укладывались в стройную философскую систему.

Современник пишет, что люди работали слаженно, и тихо, и благопристойно. Ни песен, ни непристойных, шуток обычных на строительной площадке, не было слышно. Люди трудились сосредоточенно, ибо понимали: они не просто носят камни – они строят храм. Их работа была службой Богу, и собор, как овеществленная молитва, возносился все выше и выше к небу.

Но слишком громадным оказался замысел, слишком много жертв он потребовал от горожан. Силы людей были на исходе, и не только людей: животные тоже работали на пределе. И вот рассказывают, что однажды два быка, которые везли телегу с камнями на строительную площадку, остановились. Они просто-напросто не могли больше идти, так истомила их работа. Погонщики кричали на животных, но все было напрасно.

И вдруг…

Прямо из прозрачного воздуха появились на дороге два белоснежных быка. Они спокойно дали впрячь себя в повозку и доставили камень к стенам возводившегося собора, а после этого растаяли также, как и появились.

Строители поняли: это было чудо! Сама Дева Мария помогала им возводить храм в ее честь. И чтобы память об этом сохранилась навсегда, они постановили украсить одну из башен собора каменными быками. С тех пор они и глядят на нас со стометровой высоты.

Такова легенда
Лаонского собора

И вот собор – перед нами.

Он вобрал в себя историю своей своего города, своей страны, своей эпохи.

Местные легенды, радости и несчастья людей, строивших собор, запечатлены в его камнях.

И не только легенды. Люди, жившие много веков назад, вложили в собор все свои силы,
все умения, все знания.

Они создали из камня и кирпича образ Града Небесного, такого, каким он им виделся.

Они изложили в камне свою веру. Вся сложная, изощренная, прекрасная в своей стройной завершенности средневековая теология зашифрована в соборе.

Люди, строившие его, пытались рассказать самое важное о себе, о мире, и Боге.
И им это удалось: для современников собор открыт и понятен.

Но…

Прошло время, и все изменилось. Наступила эпоха науки и технологий; здания из стекла и бетона стали простыми и утилитарными. А язык средневековых строителей – забылся…

И вот – собор перед нами.

Мы им восхищаемся. Но мы его не понимаем.

Он вобрал в себя всю культуру эпохи – и теперь для нас закрыт.
Собор, эта квинтэссенция европейского средневековья, стал тайной за семью печатями.

И то самое важное, что пытались передать его строители – проходит мимо нас.
Послание утратило адресата.

Я предлагаю вам это исправить.

Я предлагаю вам вернуться – пусть мысленно – в те времена, когда люди не просто клали один камень на другой, а создавали модель Мироздания.

Я предлагаю вам на время отвлечься от рутины, от повседневных мелочей, от тревог и проблем, и приобщиться к многовековой культуре, к вечным истинам, о которых говорят древние камни соборов.

Я предлагаю вам вместе со мной научиться читать готический собор.

Предупреждаю: этот курс, хотя он и «мини», будет очень насыщенным. Ведь для того, чтобы по – настоящему понять готический собор, нам нужно будет посмотреть на него с самых разных сторон.

Во-первых, мы поговорим о том, как он устроен. Нам нужно будет разобраться с устройством сводов и стен, а также с хитрой системой противовесов и подпорок, позволивших возводить здания на такую высоту, о которой раньше можно было только мечтать.

Т.н. «веерный свод»
позднеготического храма

Леди-Философия из собора Нотр-Дам

Во-вторых, нам нужно поговорить о литературе. Ведь вы знаете, что собор – это каменная книга, и авторы ее зачастую опирались на книги настоящие. Нам нужно будет, например, познакомиться с античным философом Боэцием, которого в тюрьме перед казнью утешала сама Философия, и с другим позднеантичным авторам Пруденцием, который описывал борьбу добродетелей и пороков в душе человека. И того, и другого строители соборов цитируют часто, поэтому без знакомства с ними нам не обойтись.

Много времени мы уделим средневековой теологии. Ведь собор рассказывает в первую очередь о боге, причем с помощью строго определенных образов, расположенных в строго определенном порядке. Чтобы их понять, нам необходимо будет познакомиться с трудами средневековых богословов. Знакомство это будет довольно глубоким: безусловно, имена блаженного Августина или Фомы Аквинского вам знакомы, а вот про «Светильник» Гонория Августодунского или «Большое зерцало» Винсента из Бовэ вам, скорее всего, слышать не приходилось. Зато после такого углубленного знакомства ваше понимание собора тоже станет гораздо более глубоким и полноценным.

Слева направо: Авраам, Мойсей, Самуил и Давид. Скульптуры не подписаны, но узнать персонажей нетрудно…

Что хотели сказать строители собора в Вормсе?

Отдельно мы поговорим про самую, возможно, интригующую загадку готических соборов: химеры и гаргульи, которые скалятся на нас сверху, с карнизов и башен. Каково их значение? Почему эти явно дьявольские создания помещены в храм средневековыми строителями? Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе. Тут не обойдется без изучения средневековой демонологии)

Еще один вопрос, которому мы посвятим отдельную лекцию – соборы и алхимия. Правда ли, что среди строителей соборов было много адептов тайной науки? Правда ли, что в скульптурах, которые украшают собор, они зашифровали свои секреты? Вместе мы попытаемся разобраться в этом непростом вопросе.

Слева – странное «составное существо» из алхимического трактата Aurora Consurgens. Справа – странное составное существо из собора в Руане. Есть ли у них что-то общее?

В итоге, пройдя этот курс, вы сможете:

– с легкостью «на глаз» датировать средневековые постройки и отличать романский стиль от готического, а раннюю готику – от поздней

– узнавать главные элементы готического собора и понимать, как они устроены и для чего нужны

– понимать, изображения каких персонажей украшают собор, и почему именно они были выбраны. Кстати, если в следующий раз вам повезет оказаться в соборе вместе с мужем, детьми или друзьями, вы сможете им подробно объяснить, куда нужно смотреть, чтобы узнать изображенного персонажа, и какой логикой руководствовались строители, помещая его сюда.
Поверьте, ваши друзья будут поражены!

– наконец, вы сможете поставить на место любого порассуждать о секретных посланиях и тайных знаках в соборе (обычно такие люди сами не знают, о чем говорят,
и вы будете от их бредней надежно защищены).

Одним словом, ваше понимание средневековой культуры и ваша способность «общаться» с ее воплощением – готическим собором – выйдет на совершенно новый уровень!

Как устроен мини-курс:

Для вашего удобства я разбил курс на короткие лекции, примерно по тридцать минут каждая.
Их можно будет скачать себе на компьютер, а можно смотреть, не скачивая.

Также вы сможете приобрести лекции в аудиоформате и слушать их с телефона
в транспорте или на прогулке.

Также будет возможность добавить к видеолекциям расшифровку
(для тех, кому больше нравится читать).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если вы уже слушали мой большой курс по искусству средних веков, то примерно 2/3 материала будет повторяться. Новый материал, которого в большом курсе не было, в основном посвящен двум темам: значению гарголий и алхимической символике. Решайте сами, стоит ли ради этого материала покупать мини-курс; но лично я бы вам рекомендовал взять оптимальный пакет)


Ну а если вам нужны еще подробности – вот полный список лекций:

  1. Как устроен готический собор: система сводов и распределение веса
  1. Как и кто строил первые соборы
  1. Почему готические храмы тянутся вверх? Философский подтекст собора
  1. Что символизируют животные в готических соборах
  1. Что рассказывают соборы о повседневной жизни
  1. Как читать философские аллегории в соборах
  1. Соборы и алхимия. Часть первая: истоки алхимии
  1. Соборы и алхимия. Часть вторая: алхимия в средние века
  1. Соборы и алхимия. Часть третья: алхимическая символика в соборах
  1. Соборы и теология: как изображали Христа, Деву Марию и святых
  1. Символика гаргулий. Часть первая: гаргулья – символ дьявола?
  1. Символика гаргулий. Часть вторая: гаргулья – защитница церкви?
  1. Гаргульи и химеры: ищем их бабушек в романских церквях

Сколько стоит и как купить?

Я предлагаю вам на выбор три пакета.

Минимальный

13 видеолекций
(общая продолжительность –

примерно семь часов)

ЦЕНА: 990 рублей

Оптимальный

13 видеолекций
(общая продолжительность –
примерно семь часов)

Те же 13 лекций в аудиоформате
(удобно слушать с телефона)

Расшифровки всех лекций
(общий объем – примерно сто страниц)

ЦЕНА: 1490 рублей

Максимальный

Все, что есть в пакете «Оптимальный» + еще три лекции по истории Средних веков. Они вам пригодятся, если готические соборы захочется поместить в исторический контекст, а школьную программу вы подзабыли.

ЦЕНА: 2490 рублей

Как оплатить:

  1. Выберите понравившийся пакет, нажмите кнопку «Приобрести». Вы будете перенаправлены в «Корзину».
  2. Проверьте информацию о заказе.
  3. Оплатите банковской картой.
 

Как получить оплаченный курс:

Сразу после оплаты вы увидите страницу с кнопками для загрузки файлов:

Информация о заказе также будет отправлена на ваш email:

Если вы не видите письма в почте – проверьте папку «Спам». Если письма нет и там, напишите мне на aleksei@fun-for-kids.ru