Курс «Первые шаги в искусстве» 🖼️

Для тех, кто всегда воспринимал искусство по принципу «нравится – не нравится», но сейчас хочет большего.

Вы научитесь узнавать художественные стили, читать символику и понимать замысел художника, даже если раньше у вас в голове был полный хаос.

Алексей Пашков на связи.

Я вас хорошо знаю. И понимаю, зачем вы пришли. Проверим?

Вы понимаете важность знаний об искусстве, и согласны, что каждый культурный человек обязан – уж простите за избитый пример! – отличать Моне от Мане. Но вот серьезно заняться изучением искусства у вас до сих пор времени не находилось.

А еще вы искусство просто любите. Искренне. Но всю жизнь вы его смотрели интуитивно: вот это нравится, а это – нет. Сейчас же вы осознали, что можно воспринимать искусство на куда более высоком уровне; что картины рассказывают нам об истории, содержат философские послания и религиозные откровения. И все это вам теперь хочется научиться улавливать и понимать.

Наконец, вам иногда бывает обидно. Обидно, что волшебный мир искусства существует, и существует совсем рядом. Но как-то он прошел мимо вас… И вам хотелось бы наверстать упущенное. Но базы знаний – нет, в именах и стилях – неразбериха, в периодизации – хаос, а информации море необъятное, и неясно, с какого конца ко всему этому подступиться.

Ну как, пока я все верно описываю? Даже если я угадал только половину, это уже – знак того, что вы попали в правильное место.

И раз уж мы так хорошо понимаем друг друга, давайте сразу договоримся:

Если вы в прошлом уже покупали мои курсы, остались в полном восторге и теперь просто хотите купить продолжение, и рассказывать вам про все достоинства этих лекций не нужно – тогда жмите кнопку, чтобы сразу перейти к покупке:

А если вам все же хочется подробностей…

В каком формате будет курс?

Я предлагаю вам два формата на выбор. Если вы любите смотреть и слушать – берите видеолекции. Их можно будет сохранить на ваше устройство, или смотреть прямо на сайте. Кроме того, вы получите те же лекции в виде аудиофайлов. В таком виде их удобно слушать в транспорте, на прогулке, или занимаясь домашними делами. А если больше любите читать, можете купить курс в виде электронной книги.

Лекции я получу на какое-то определенное время?

Нет, купленные лекции останутся с вами навсегда. Их можно посмотреть в любое время и сколько угодно раз, никаких ограничений нет.

Можно ли будет задать вопросы по теме курса? Будут ли домашние задания?

Домашние задания будут, но не обязательные. Если вам захочется получить максимум пользы, можете их выполнить. Вопросы можно будет задать: все, купившие Оптимальный или Максимальный пакеты, получат доступ в закрытую группу. Там можно и задать мне вопрос, и пообщаться с другими слушателями курса. Уверен, у вас найдется много общих тем.

Когда можно записаться на курс?

До полуночи пятницы, 27 мая. После этого цена сильно вырастет.

А ТЕПЕРЬ НАСТАЛО ВРЕМЯ ДЛЯ СМЕЛЫХ ОБЕЩАНИЙ!

ИТАК, Я ОБЕЩАЮ, ЧТО  КУРС «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ»
ПОДАРИТ ВАМ ДЕСЯТЬ ЧУДЕСНЫХ МОМЕНТОВ

(нажимайте на плюсик, чтобы прочитать смелое обещание целиком)

Как это делает Людмила Фомина. Ведь нет для родителя большего счастья, чем подарить своему ребенку опыт, помочь советом, передать свои знания – и увидеть интерес и благодарность на маленьком лице! Но нельзя подарить того, чего сам не имеешь. Поэтому сначала на курсе вы сами научитесь не только смотреть, но и видеть искусство, а затем – научите всю семью.

Я всегда настаивал: мои лекции – не работа, они – отдых и расслабление. Общение с прекрасным лечит душу и гонит мрачные мысли. Совет: выберете время, когда вам никто не мешает; налейте чашку кофе; забудьте обо всем, что гнетет и тревожит, и проведите время наедине с высоким. Так, как это делает Виктор Вылуско. Поверьте: это время будет для вас и любимым, и целебным.

Я в своих лекциях ставлю столько вопрос, предлагаю так много версий и неразгаданных загадок, что даже самый погрязший в рутине мозг начинает просыпаться. Хочется думать, рассуждать, копать глубже. Именно так это произошло у Анны Чижовой. А ведь ненасытное любопытство – это и есть молодость! Вспомните вечные детские «почему?» Так что искусство, как ни трудно в это поверить, омолаживает! И вы это испытаете на себе.

Мои лекции – и образовывают, и развлекают. Я всегда стараюсь, чтобы подача было живой, эмоциональной и искренней. Полумертвого профессора древней истории, который, кажется, описываемые события застал лично, я напоминаю меньше всего. И похоже, мне действительно удается сделать свой рассказ увлекательным и легким. Хвалить себя – нескромно, так что дадим слово Наталье Клягиной и Ренате Владимировне:

Каждая моя лекция – это перемещение во времени и в пространстве, и Галина Фурман это уже почувствовала. Мы побываем и в Афинах, и во Флоренции; мы спустимся в каменные катакомбы под Римом, и пройдемся по шумных улочкам торговых голландских городов; мы окунемся в хмельную и горячечную жизнь Монмартра вместе с Пикассо, и углубимся в цветастые джунгли Полинезии вместе с Гогеном.

Конечно, я бы тоже предпочел посмотреть эти места вживую. Но в ближайшее время это у нас вряд ли получится. Так что…

Когда я задумываюсь, сколько времени мы тратим на тоскливые, но необходимые вещи – меня ужас охватывает! Чего стоят ежедневные поездки на работу и обратно. Два часа в день, шестьдесят часов в месяц… а в год? А за жизнь? И ведь никто этого времени вам не вернет! Почему бы не наполнить его чем-то интересным, как это сделала Надежда Соколова? Просто скачиваете мои лекции на телефон – и слушаете в транспорте, или пока по дому хлопочете. И вот – шестьдесят часов в месяц вы получили обратно!

Мое любимое сравнение: искусство похоже на хорошее вино. Кто получает он него больше удовольствия: знаток, наслаждающийся букетом и послевкусием, или тот, у которого «трубы горят», и который вливает в себя, не разбирая вкуса, лишь бы быстрее в голову ударило? Так же и здесь: когда видишь композицию; когда подмечаешь уловки, к которым художник прибегает, и трудности, с которыми он остроумно справляется; наконец, когда сам отчетливо понимаешь, как внутри произведение отзывается, и можешь эти чувства назвать – тогда общаться с искусством гораздо интереснее. Именно так получилось у Людмилы Дятченко: она послушала лекцию о готической архитектуре – и наконец объяснила для себя, почему ей всегда нравились византийские церкви. Получилось небольшое, но очень радостное откровение. Такие же озарения ждут и вас.

Я женат уже двенадцать лет. И признаюсь: перед тем, как сходить с женой, скажем, в ресторан, я готовлюсь. Продумываю заранее темы для разговоров. Потому что за столько лет вместе, естественно, мы многое успели обсудить. Выговорились, так сказать. А я хочу для нее оставаться интересным. А это – работа. И в работе этой мои лекции помогли Людмиле Рудяковой, помогут и вам. Только представьте, как оживиться ваш муж, когда вы в разговоре сначала невзначай поднимите тему скрытых символов в картинах, а потом еще и положите его на обе лопатки!

Мои лекции – развлекательные по форме, но серьезные по содержанию. Я преподношу исключительно научные трактовки, с разбором доказательств, аргументов и контраргументов. И когда после этого очередной безымянный балабол из интернетика попробуем запудрить вам мозги рассказами об инопланетянах, которые якобы в старинных наследили – вы только снисходительно улыбнетесь. Потому что понимать вы будете в десять раз больше, и несостоятельные псевдотеории отличать будете за версту. И знаете что? Это приятное чувство) Видимо, оно-то и понравилось Татьяне Волковой, которая оценила серьезность моего подхода:

Раз за разом мои подписчицы пишут: «Алексей, не могу точно сформулировать, но для меня искусство – это как волшебный мир. Я чувствую, что он рядом. Чувствую, что там – очень хорошо, и спокойно. И очень хочется туда попасть. И очень будет обидно, если все это так и пройдет мимо меня».

Не бойтесь: не пройдет) Многие уже открыли для себя этот волшебный мир с моей помощью; откроете и вы.

 

И ВОТ Я УЖЕ СЛЫШУ ВАШЕ ВОЗРАЖЕНИЕ: «ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО, АЛЕКСЕЙ, НО ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ КОНКРЕТИКИ. ЧЕМУ ИМЕННО Я НАУЧУСЬ?»

ПОЖАЛУЙСТА, ВОТ ВАМ КОНКРЕТИКА:

ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ ВЫ НАУЧИТЕСЬ НА КУРСЕ

ПЕРВОЕ: ВЫ НАУЧИТЕСЬ БУКВАЛЬНО ВИДЕТЬ КРАСОТУ

Вернемся к моей любимой аналогии с благородным вином. Чтобы научиться ценить его по достоинству, нужно пройти специальное обучение. И многие идут на курсы сомелье, чтобы научиться пить вино осознанно, и получать от него глубокое удовольствие. С искусством – то же самое: нужен тренированный глаз, чтобы оценить шедевр, как он того заслуживает.

Так что в этом курсе будем много заниматься композицией, колоритом; будем разбираться, как «устроено» произведение, чего художник добивается, и как добивается.

Приведу пример: «Геракл и Несс» работы Джамболонья (ученик Микеланджело).

«Как живые!» — наше первое впечатление. Нас восхищает проработка волос и суставов, играющие под кожей мышцы, гибкость мраморных тел. Но присмотревшись поближе, мы подметим еще и мастерски продуманную композицию. Хотя переплетение рук, например, выглядит абсолютно хаотичным, они никогда не перекрывают вид на самую выразительную часть тела – лицо. Лица Геракла и Несса видны с любой точки – что спереди, что сбоку.

Мы понимаем, что сделано это специально, и теперь нас восхищает еще и продуманность скульптуры, совершенство ее композиционного решения. Но чтобы замечать такие моменты, нужен хорошо натренированный глаз. Такой у вас и будет – после курса.

ВТОРОЕ: НАУЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ЯЗЫК СИМВОЛОВ И АЛЛЕГОРИЙ

Мы будем говорить о деталях, наделенных смыслом, о намеках и иносказаниях.

Вы же знаете, что в картинах старых мастеров все имеет смысл: и фигурки на подлокотниках трона в картине Робера Кампена, и обезьяна, примостившаяся у ног одного из «Рабов» Микеланджело.

Но прочесть эти послания большинство современных зрителей не сможет. А вы – сможете.

А ТЕПЕРЬ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ: МЫСЛЬ «МНЕ НЕ ХВАТИТ ЭРУДИЦИИ, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ ВО ВСЕХ ЭТИХ ТОНКОСТЯХ» ЮРКНУЛА У ВАС В ГОЛОВЕ?

Если нет – отлично. А если пробежала все-таки эта мыслишка – гоните ее поганой метлой! Вы ведь не обязаны глубоко в религиозных аллегориях разбираться. У вас – своя работа. А изучать символику, чтобы потом вам объяснять, коротко и понятно – это моя работа. И с ней я справляюсь хорошо, судя по отзывам о моих детских лекциях: десятилетние ребята слушают с удовольствием и все прекрасно понимают. А если я могу ребенку про скрытый символизм внятно рассказать, то с вами у нас точно все пройдет, как по маслу.

ТРЕТЬЕ:  РАЗБЕРЕТЕСЬ В ТЕРМИНАХ И ПЕРЕСТАНЕТЕ БОЯТЬСЯ «ПТИЧЬЕГО ЯЗЫКА» ИСКУССТВОВЕДОВ

Когда я в нашей группе задал вопрос: «Что мешает изучать искусство?», многие ответили: обилие специальных терминов в литературе. Скучно, сложно и непонятно.

Я все свои курсы делаю для людей и объясняю даже сложные вещи простым языком. Но в то же время считаю. Что минимум терминов знать нужно. Просто чтобы лучше понимать, о чем вам «умные» книжки рассказывают.

Поэтому на курсе мы изрядно пополним ваш словарный запас. Сфумато и кьяроскуро, контрапост и контрфорс, осевая перспектива и живописная масса – вы больше никогда не будете в этом путаться.

ЧЕТВЕРТОЕ: РАЗ И НАВСЕГДА УСВОИТЕ, В КАКОМ ПОРЯДКЕ СТИЛИ СМЕНЯЛИ ДРУГ ДРУГА, А ЗАОДНО ПРИПОМНИТЕ ПРОГРАММУ ПО ИСТОРИИ

Искусство невозможно изучать в вакууме: ведь художник живет в реальном мире, и то, что в этом мире происходит – от смены императора до роста цен на укроп – на него влияет.

Взгляните на две античные головы: одна – мужественная и бесстрастная, другая – с закатанными глазами и приоткрытым, словно в тихом стоне, ртом. Как думаете, повлияло на художников то обстоятельство, что одна голова создавалась после невероятной победы греков над вторгшимися персами, а вторая – после завоевания Греции царем Македонии?

Именно поэтому мы не просто проследим весь путь развития европейского искусства, от греческой архаики до кубизма, но и привяжем каждый стиль к исторической эпохе. А еще – поймем, как эпоха на стиль повлияла. Например, романские церкви строились в эпоху, когда на Европу с трех сторон наседали авары, викинги и арабы. Один историк удачно назвал Европу того времени осажденной крепостью. Так разве удивительно, что и храмы того времени больше напоминали именно мощные укрепления?

А ТЕПЕРЬ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ: ПРИВЫЧНАЯ ОТГОВОРКА ПРО «НЕТ ВРЕМЕНИ» УЖЕ ЗАПРЫГНУЛА ВАМ В ГОЛОВУ?

Боитесь, что не хватит свободного времени? Что дела дома и на работе украдут все силы, нужные для такого погружения?

Не бойтесь. Я разбил лекции на удобные отрывки по тридцать минут. Предположим, вы будете слушать по одной лекции в неделю. Это – по полчаса через день. И они у вас есть, я уверен.

Выберите время (не знаю, будет ли это для вас утро или вечер), когда никто не будет беспокоить. Отложите все дела и заботы в сторону. Закутайтесь в любимый халат, налейте любимого напитка. Можно сладкого чая, а можно и чего-нибудь полусладкого, я не осуждаю)) И отправляйтесь вместе со мной туда, где нету всей этой мелочной катавасии. Туда, где мы будем говорить только о прекрасном и умном.

Окружающим об этих наших путешествиях знать необязательно. Это будет наш с вами маленький секрет.

ПЯТОЕ: ВЫ СТАНЕТЕ НЕУЯЗВИМЫ ДЛЯ МАНИПУЛЯТОРОВ И ОБМАНЩИКОВ

Сейчас манипуляторов вокруг хватает, начиная с мошенников, что втюхивают пенсионерам чудодейственные БАДы, и заканчивая… ну, вы поняли.

Я хочу, чтобы вы имели иммунитет в этой заразе. Поэтому в нашем курсе будет отдельная лекция, посвященная знаменитым заблуждениям, мифам и подлогам в искусстве. Мы разберем несколько легенд, которые циркулируют в Сети. Например, легенду натурщике Леонардо да Винчи, с которого были написаны и Христос, и Иуда; и о свидетельствах генетических экспериментов над людьми, которые якобы ставились инопланетянами; и о летающей тарелке в картине итальянского художника.

Или вот, два якобы НЛО на фреске монастыря в Сербии.

Мы с вами научимся критически разбирать подобные истории, видеть их слабые места и давать более вменяемые объяснения таким изображениям.

Результат: мало того, что вы истину о знаменитых произведениях искусства узнаете (и сможете и друзьям, и детям потом открыть глаза). Вы еще и навык критического мышления в себе разовьете. И для всяких пройдох, любителей в уши сладко напевать к своей выгоде, вы отныне станете большой проблемой!

А ЕЩЕ  — БОНУС! – ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА. ДА, ОНА ТОЖЕ ЕСТЬ!

Я уверен: знакомство с историей искусства (а равно и с литературой, мифологией, философией) развивает креативность. Ведь все великие идеи и запоминающиеся образы уже придуманы до нас, и часто творческие люди просто берут их, немного перерабатывают, соединяют неожиданным образом – и вуаля! Получилось что-то новое и яркое. Именно так, напомню, поступила Мухина, взявшая античную группу «Тираноборцы» и превратившая их в «Рабочего и колхозницу»:

Выходит, что изучение истории искусства полезно будет всем, кто по работе хоть немного связан с творчеством.

Например:
— педагогам (вам же нужно составлять планы занятий и придумывать методические приемы, чтобы ярко и убедительно донести материал);
— экскурсоводам;
— дизайнерам;
— журналистам;
— копирайтерам;
— специалистам по рекламе.

А ЕСЛИ ВАМ ЕЩЕ НУЖНО БОЛЬШЕ КОНКРЕТИКИ – ПОЖАЛУЙСТА, ВОТ СПИСОК ЛЕКЦИЙ:

  1. Вспоминаем историю искусства от античности до средних веков. Учимся на глаз отличать Высокую Классику от Поздней Классики, и не путать романскую архитектуру с готической.
  2. Вспоминаем историю искусства: от раннего Возрождения до барокко. Учимся отличать треченто от кватроченто; узнаем, чем Северное Возрождение отличалось от итальянского; знакомимся с новыми именами (Робер Кампаен, Рогир ван дер Вейден и другие).
  3. Вспоминаем историю искусства: от импрессионистов до Пикассо. Разбираем многочисленные «измы» (импрессионизм, кубизм, пуантилизм, футуризм, фовизм), понимаем логику, определившую их возникновение.
  4. Учимся читать искусство: античность и средневековье. Погорим о посланиях, зашифрованных в римских саркофагах; научимся определять скульптуры, что встречают при входе в готический собор; узнаем о связи готической архитектуры со средневековым богословием; поищем в средневековом искусстве тайные сообщения алхимиков.
  5. Учимся читать искусство: эпоха Возрождения. Узнаем, что такое неоплатонизм, и как он повлиял на Боттичелли и Микеланджело; узнаем про «скрытый символизм» ван Эйка, и как искать двойной смысл в бытовых деталях; отдельно поговорим про Босха и различные попытки объяснить его картины (Босх-алхимик? Босх-еретик?)
  6. Учимся читать искусство: эпоха барокко. Потренируемся разгадывать интеллектуальные аллегории Рубенса; научимся читать подтексты голландских натюрмортов.
  7. Учимся смотреть искусство: от архаики до готики. Учимся видеть продуманную композицию античных статуй и слышать «каменную музыку2 соборов
  8. Учимся смотреть искусство: эпоха Возрождения и барокко. Оцениваем по достоинству кристально ясную композицию Рафаэля; понимаем, какой переворот совершил ван Эйк, начав работать масляными красками; с удивлением узнаем, что барокко – это не обязательно, когда все в картине куда-то летят.
  9. Учимся смотреть искусство: импрессионисты и после. Учимся видеть красоту и гармонию в работах Пикассо и Матисса.
  10. Ответы на самые частые вопросы об искусстве. Как объяснить ребенку наготу античных статуй? Можно ли обнаружить НЛО в старинных картинах? Почему «Черный квадрат» — это шедевр? Я дам ответы на все эти вопросы.

И КОНЕЧНО, ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОКУПАТЬ КОТА В МЕШКЕ! ВОТ ОТРЫВОК ОДНОЙ ИЗ ЛЕКЦИЙ: ОЦЕНИТЕ, КАК Я РАССКАЗЫВАЮ:

НУ ВОТ, МЫ ПОЧТИ ДОБРАЛИСЬ ДО ПОКУПКИ. 

НО СНАЧАЛА Я НАЗОВУ ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ВЫ НЕ КУПИТЕ, И ПРЕДЛОЖУ ВАМ ЗАДУМАТЬСЯ: ТАК ЛИ ОНИ СЕРЬЕЗНЫ?

  • «НЕТ ВРЕМЕНИ»
    А если найду?)) Я серьезно: давайте я приведу вам семь вариантов, как можно выкроить время на прослушивание лекций (тем более, что лекции специально сделаны недлинными, примерно по тридцать минут каждая, так что слушать их максимально удобно): в транспорте по дороге на работу (вместо того, чтобы впустую прожигать эти драгоценные часы жизни); в электричке по дороге на дачу; когда ребенок наконец заснул; когда руки заняты механическими домашними делами, а голове скучно; на прогулке/пробежке/в спортзале (все лекции есть в аудиоформате); рано-рано утром, за первой чашкой кофе, чтобы задать тон всему оставшемуся дню; поздно вечером, когда все заснули, и вы можете побыть с собой наедине.
  • «ЛЕНЬ. БОЮСЬ, ЧТО БУДЕТ СКУЧНО И СЛОЖНО»
    Да нет же! Я ведь просветитель. Излагать глубокое и сложное простым языком — это моя специальность. Поэтому да, сложные вещи в курсе будут, но поверьте, я сделаю так, что воспринимать вы их будете в лет.
  • «БОЮСЬ, ЧТО БУДЕТ СЛОЖНО РАЗОБРАТЬСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»
    У меня все устроено очень просто: после оплаты вам придет письмо со ссылкой на папку с лекциями. Просто переходите по ней, кликаете по лекции – и начинаете смотреть.
  • И НАКОНЕЦ, ЛЮБИМАЯ ПРИЧИНА: «НЕТ ДЕНЕГ»
    Тут я призову на помощь продажника, который ваше меня на голову, Великого комбинатора и сына турецкоподданного. Вспомните, что сделал Остап Бендер, когда фирма «Рога и копыта» была ликвидирована, Корейко скрылся в неизвестном направлении, а в кармане осталось тридцать четыре рубля? Правильно: купил любимой девушке букет за тридцать пять рублей! Объяснив это так: «Ничего не поделаешь! У меня большое сердце. Как у теленка. И потом это все равно не деньги. Нужна идея.»

То, что я прошу за свои курсы – это тоже не деньги. Держаться за них смысла нет: они ни от чего не спасут. Ну что можно купить сейчас на 2 500 рублей? Большой мешок макарон? Палку колбасы? И на сколько их вам хватит? А знания и впечатления останутся с вами навсегда.

Поэтому давайте так: если денег нет совсем – не покупайте. Если деньги есть – рад за вас) А если деньги в принципе есть, но не очень много, и тратить не особо хочется… Что ж, решение за вами. Просто вспомните пример Остапа Бендера и подумайте, что лучше: вложить сейчас в искусство, которое не оставит вас никогда, и отнять которое у вас никто не сможет; или приберечь эти денежки, чтобы… что?

А ТЕПЕРЬ – ВРЕМЯ ОЗВУЧИТЬ ЦЕНУ

СМОТРИТЕ: Я ВЫПУСТИЛ КУРС В ДВУХ ФОРМАТАХ:

ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ВИДЕО+АУДИО ЛЕКЦИИ, ЕСЛИ ЛЮБИТЕ СЛУШАТЬ, ИЛИ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ, ЕСЛИ ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ.

ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ?