скажите...
...вам нравится не просто восхищаться красотой картины или статуи, но и понимать ее смысл?
...нравится чувство, что вы с художником говорите на одном языке, неясном для окружающих?
...нравится читать аллегории и подмечать скрытые символы?
Например, вот «Моисей» работы Микеланджело.
Заметьте: на голове у него – маленькие рожки. Интересно, откуда взялось это странное украшение?
Кстати, о странных украшениях: взгляните на портрет английской королевы Елизаветы I. Знаете, что за круглый предмет у нее в руках?
Кстати, о странных украшениях: взгляните на портрет английской королевы Елизаветы I. Знаете, что за круглый предмет у нее в руках?
Сито! А к чему бы королеве такой аксессуар? Объяснение этому есть, и состоит оно из двух частей: одна часть связана с биографией самой королевы, вторая – с эпизодом из истории древнего Рима… Любопытно?
Или вот еще: часто картины рассказывают о повседневной жизни людей прошлого. Только рассказ этот нам непонятен, потому что жизнь сильно с тех пор изменилась. Вот, например, фрагмент триптиха Босха «Воз сена». Казалось бы, ничего особенного: две дамы беседуют, у одной из них на руках – ребенок.
А вот современнику сразу стало бы ясно, что нехорошее дело эти дамы обсуждают, и навели бы его на эту мысль как раз младенец да странный белый головной убор одной из женщин… Хотелось бы узнать, в чем тут дело?
Ну и последний пример
Но вот интересно, я один вижу здесь аллюзии сразу к нескольким сюжетам, пришедшим из глубины веков?
Как выяснилось, нет. Недавно с подписчицами мы обсуждали эту картину, и столько подтекстов в ней нашли!
Кто-то сказал: три грации. Образ трех обнимающихся, танцующих в хороводе прекрасных сестер возник в античности, а затем его использовали и Боттичелли, и Рафаэль, и Канова.
Но вот ещё одна ассоциация, уже из совсем другой области: Вера, Надежда и Любовь. Смотрите, как изящно получается: Вера поднимает глаза к небу, сложив руки на груди в почти молитвенном жесте. Надежда в середине отважно и открыто смотрит вперёд. А любовь опустила глаза в землю, потому что христианская любовь должна быть скромной и стыдливой.
Или вот еще: аллегория времени, подобная знаменитой аллегории Тициана. Будущее поднимает глаза вверх, настоящее смотрит вперёд, а невозвратимо ушедшее прошлое опускает глаза вниз…
Вам уже, наверное, не терпится понять, почему я вас забрасываю этими вопросами; а я не могу удержаться, больно этот пример мне нравится. Картина англичанина с итальянскими корнями Чарльза Эдварда Перуджини «Летний дождь»: внезапный ливень заставил трех подруг прервать игру в бадминтон и спрятаться под деревом. Очаровательно.
Но вот интересно, я один вижу здесь аллюзии сразу к нескольким сюжетам, пришедшим из глубины веков?
Как выяснилось, нет. Недавно с подписчицами мы обсуждали эту картину, и столько подтекстов в ней нашли!
Кто-то сказал: три грации. Образ трех обнимающихся, танцующих в хороводе прекрасных сестер возник в античности, а затем его использовали и Боттичелли, и Рафаэль, и Канова.
Но вот ещё одна ассоциация, уже из совсем другой области: Вера, Надежда и Любовь. Смотрите, как изящно получается: Вера поднимает глаза к небу, сложив руки на груди в почти молитвенном жесте. Надежда в середине отважно и открыто смотрит вперёд. А любовь опустила глаза в землю, потому что христианская любовь должна быть скромной и стыдливой.
Или вот еще: аллегория времени, подобная знаменитой аллегории Тициана. Будущее поднимает глаза вверх, настоящее смотрит вперёд, а невозвратимо ушедшее прошлое опускает глаза вниз…
Ну и последний пример
Вам уже, наверное, не терпится понять, почему я вас забрасываю этими вопросами; а я не могу удержаться, больно этот пример мне нравится. Картина англичанина с итальянскими корнями Чарльза Эдварда Перуджини «Летний дождь»: внезапный ливень заставил трех подруг прервать игру в бадминтон и спрятаться под деревом. Очаровательно.
Но вот интересно, я один вижу здесь аллюзии сразу к нескольким сюжетам, пришедшим из глубины веков?
Как выяснилось, нет. Недавно с подписчицами мы обсуждали эту картину, и столько подтекстов в ней нашли!
Кто-то сказал: три грации. Образ трех обнимающихся, танцующих в хороводе прекрасных сестер возник в античности, а затем его использовали и Боттичелли, и Рафаэль, и Канова.
Но вот ещё одна ассоциация, уже из совсем другой области: Вера, Надежда и Любовь. Смотрите, как изящно получается: Вера поднимает глаза к небу, сложив руки на груди в почти молитвенном жесте. Надежда в середине отважно и открыто смотрит вперёд. А любовь опустила глаза в землю, потому что христианская любовь должна быть скромной и стыдливой.
Или вот еще: аллегория времени, подобная знаменитой аллегории Тициана. Будущее поднимает глаза вверх, настоящее смотрит вперёд, а невозвратимо ушедшее прошлое опускает глаза вниз…
Скажите, вам нравится находить такие вот неожиданные параллели?
Видеть связи между эпохами и образами, которые не видны другим?
Если ваш ответ – «да», то у меня для вас кое-что есть.
Меня зовут Алексей Пашков. Я – историк, искусствовед и создатель одного из лучших (на мой скромный вкус)
сообществ об искусстве в русскоязычном интернете.
А еще я записываю лекции об искусстве и, поскольку на духовную пищу полностью
мне пока полностью перейти не удалось, продаю их за (умеренные) деньги.
В этих лекциях вы НЕ НАЙДЕТЕ:
- Искусствоведческой воды в стиле «посмотрите на изящно ниспадающие складки тоги, нежно обвивающие стройный стан Афродиты…»
- Непроверенных или откровенно ложных фактов, типа легенды о шестом пальце папы Сикста II на картине Рафаэля (уже вроде сто раз писал: нет там шестого пальца, это иллюзия, посмотрите в большом разрешении… нет, все равно гуляет эта байка…)
- Эзотерики, конспирологии, инопланетян, рептилоидов и всего вот этого
Зато в этих лекциях вы НАЙДЕТЕ:
- Научно обоснованные теории, изложенные понятным (а мои слушательницы утверждают, что еще и гладким и литературным) языком
- Упор на объяснении конкретных деталей, символов, аллегорий. Истолковывать значение картин, раскрывать их скрытые смыслы – это мой «конек»
- А еще я очень люблю расширять границы темы и искать связи искусства с литературой, политикой и философией. Например, в курсе по античному искусству мы читали «Рождение трагедии» Ницше, а в курсе по средним векам – «Утешение философией» Боэция
Чтобы не быть голословным
Вот несколько отрывков из моих лекций. Оцените и содержание, и манеру подачи:
В этом видео я развеиваю популярный миф об НЛО, которое якобы «залетело» в картину знаменитого художника эпохи Возрождения:
А в этом видео я объясняю, как читать готические соборы, на примере одной говорящей детали:
Эти два видео – из двух разных курсов: по Возрождению и по Средним векам.
Позже, если захотите, сможете к ним присоединиться. Но поскольку мы с вами едва знакомы, и я еще не знаю ваших вкусов, у меня есть для вас особое предложение:
Пакет «Первое знакомство»
В нем собраны несколько циклов лекций на самые разные темы.
Идея в том, что каждый найдет там что-то интересное для себя:
Давайте сравним христианское искусство с удивительным розовым кустом: и собор Василия Блаженного, и Нотр-Дам, и рублевская «Троица», и «Сикстинская Мадонна» – это его бутоны, каждый из них по-своему прекрасен. Но корень у них – общий. Корень – это первые творения художников-христиан. О них-то мы и поговорим.
Зачем вам это?
Во-первых, оказавшись в Риме (а кто из нас не мечтает туда отправиться?), вы сможете блеснуть эрудицией и сэкономить на услугах местного гида: не он вам, а, скорее, вы ему сможете провести экскурсию по катакомбам.
Во-вторых, без знания раннехристианского искусства невозможно понять и искусство средневековое: ведь второе вырастает из первого, как дерево из семени. Почему в Средние века отказались от античного иллюзионизма, от передачи трехмерного пространства и человеческой анатомии в пользу абстрактности, использования символов и живописных метафор? Почему одни сюжеты приобрели огромную популярность, а другие канули в небытие? Почему так часто художники проводили параллели между событиями Ветхого и Нового Заветов? Ответы на все эти вопросы лежат там – в глубоких и тёмных ходах, выдолбленных в мягких скальных породах под Вечным городом, где в первые века нашей эры делались первые робкие попытки создать принципиально новое религиозное христианское искусство.
В-третьих, очень многое из арсенала раннехристианских художников в итоге осталось в православной иконописной традиции. Так что, если вы хотите лучше понять нашу иконопись, изучение живописи римских катакомб тоже будет вам весьма полезно.
Вот о чем вы узнаете:
- Живопись римских катакомб: символы и аллегории. Здесь мы поговорим о том, почему христианское искусство станет по преимуществу символическим в противоположность искусству языческому, и какие символы можно встретить на стенах катакомб чаще всего.
- Любимые сюжеты из Ветхого завета. Здесь поговорим, почему определённые сюжеты, например, Иона, проглоченный китом, или три отрока в пещи Вавилонской, стали особенно привлекательными для раннехристианских художников.
- Христиане и язычники. Здесь мы узнаем, почему так часто христиане заимствовали мотивы у своих коллег-язычников и почему мы можем найти изображение и Христа-Гелиоса, и Христа-Орфея.
- Любимые сюжеты из Евангелия. Здесь разберёмся, почему некоторые евангельские сцены, например, отречение апостола Петра, встречаются особенно часто, и как это связано с политическими и религиозными обстоятельствами эпохи.
- Старое и новое в христианском искусстве. Здесь мы обсудим довольно абстрактный, но интересный вопрос: отличалось ли христианское искусство принципиально от искусства языческого? Было ли оно единым по духу, умонастроению, мироощущению? Что заимствовали христиане и что принципиально нового они привнесли, если привнесли вообще?
Что есть в мини-курсе:
- видеолекция на 2,5 часа;
- аудиоверсия лекции (скачайте ее на телефон и слушайте где угодно – в машине, в транспорте, в магазине);
- отдельный файл с иллюстрациями (50 иллюстраций).
А вы умеете читать готические соборы?
Эти огромные каменные книги, оставленные нам мыслителями прошлого? Эти гигантские послания, которые говорят с нами на языке символов и аллегорий, в которых каждая скульптура, каждый барельеф, каждый декоративный завиточек имеет особое значение?
Я обожаю эти книги. Я не могу от них оторваться. И с удовольствием учу других людей понимать их давно забытый язык. После этого курса вы заговорите с мастерами прошлого на одном наречии и узнаете, что они думали – о себе, и мире, о Боге, и как рассказывали обо всем… в камне.
Зачем вам это:
Если в ближайшее время вы собираетесь (или мечтаете) съездить в Европу, побывать в Амьене и Реймсе, пройтись под каменными сводами Кёльнского собора или Нотр-Дам — этот курс точно для вас! После него любой готический собор превратится для вас в открытую книгу, и входить в него вы будете, как в дом родной: он станет понятным, близким, ясным. Вы не только с легкостью будете понимать все его символы и полунамеки, обращённые к вам, но и сможете их объяснить своим друзьям или ребёнку. Заодно и интеллектом блеснете)
Если же в ближайшее время в Европу вы не собираетесь – что ж, этот курс будет для вас прекрасной возможностью посетить все соборы, о котрых давно мечталось, не выходя из дома. Давайте вместе погрузимся в их загадочную атмосферу, вместе прочитаем их каменные послания.
Вот что вы будете знать:
- символика животных. Как понимать значение льва, змеи, зацйца, пеликана и – совсем уж неожиданно! — ежа в готическом соборе. Кстати, эти знания вам пригодятся: например, пеликан как символ часто встречается и в более поздние эпохи, и до сих пор на фасадах старых домов его иногда можно увидеть…
- собор как энциклопедия. Вы узнаете, что готические скульпторы пытались нам рассказать о науке и философии своего времени. Между прочим, речь здесь пойдет и о книге «Утешение философией» Боэция, который пытался ответить на вечно актуальный вопрос: почему плохие вещи случаются с хорошими людьми…
- теология и алхмия. Правда ли, что аллегории пороков и добродетей в соборе Нотр-Дам на самом деле были зашифрованными посланиями алхимиков? Один из героев «Собора парижской Богоматери» Гюго считал именно так. Попробуем в этом разобраться…
- скульптуры в готическом храме. Они – повсюду, но первые всегда встречают нас у входа. Обычно по бокам от главных дверей собора расположены статуи, изображающие… кого? Я научу вас узнавать самых «популярных» персонажей; научу, куда именно нужно смотреть, чтобы их опознать. А еще вы будете знать, почему скульпторы выбирали изобразить именно тех или иных персонажей (на самом деле, в их выборе была определенная система, и если ее не понять, то в средневековом искусстве вообще мало что будет понятно…)
- и наконец, горгульи и чудовища! Я подготовил для вас подборку моих лбимых страшилищ: каменных драконов, баранольвом, носорогов, химер… Мы попробуем понять, что эти странные изваяния делают в соборе, то есть в доме Бога, где всякой чертовщине, вроде бы, не место. С удивлением узнаем, что сами среднкевековые клирики толком не знали ответа на этот вопрос; заглянем в поисках ответа в роман «Имя розы» — но не найдем его и там. Но в конце убедительную теорию я вам все же предложу…
Что есть в мини-курсе:
- видеолекция на 3 часа;
- аудиоверсия лекции (скачайте ее на телефон и слушайте где угодно – в машине, в транспорте, в магазине);
- отдельный файл с иллюстрациями (100 иллюстраций).
Если вы любите «старых мастеров» — Рембрандта, или Рубенса, или Леонардо – то вам точно понравится мини-курс «Тайны четырех шедевров». Мы поговорим о четырех знаменитых картинах (все они, кстати, находятся в Эрмитаже) и попытаемся проникнуть в их истинное значение, вскрыть философский подтекст этих великолепных вещей.
«Вакх» Рубенса. Рубенс известен, как художник, писавший толстяков. А из всех его толстяков Вакх – это самый необмерный, самый объёмный, самый толстый персонаж. Вакх обычно у людей вызывает либо недоумение, либо какую-нибудь сальную остроту: мол, сидит голый, пузо вот такое… На самом деле с Вакхом далеко не так всё просто. У этой картины есть несколько смысловых слоёв, несколько уровней восприятия. Есть, наружный, предназначенный для профанов; есть внутренний, глубокий, предназначенный для таких же рафинированных интеллектуалов, каким был сам Рубенс. И мы с вами в этот глубокий слой постараемся вместе проникнуть.
Второй шедевр – это, конечно же, «Даная» Рембрандта. Вы прекрасно знаете эту картину. И возможно, знаете, что на ней изображена его жена (точнее, сначала была изображена жена, потом он переписал на любовницу). Всю эту историю мы с вами разберём. Но опять-таки, не всё так просто. Дело в том, что есть ещё одна проблема, связанная с Данаей: возможно, там изображена вовсе не Даная. Возможно, это вообще другой сюжет, и мы все эти годы его неправильно понимали. Вот об этом мы с вами и поговорим.
Третий шедевр: Микеланджело. В России есть только одно произведение Микеланджело – это «Скорчившийся мальчик» из Эрмитажа. У многих эта скульптура вызывает недоумение. Ведь предполагается, что эта скульптура была предназначена для гробницы Медичи, которую отделывал Микеланджело. Хорошо! Но почему в гробнице установлена скульптура молодого атлетичного человека, которы согнулся, как будто от боли, и хватает себя за ногу? Что она обозначает? Что она должна была символизировать в контексте этой гробницы? В Эрмитаже мало кто это объясняет. Но на самом деле убедительная версия по этому поводу есть. О ней мы с вами поговорим.
Наконец, голландские натюрморты. Кто не любит голландские натюрморты? Нету таких людей! Но вы знаете: в голландских натюрмортах часто присутствует огромное количество символов. И не все знают, как эти символы читать и расшифровывать. Вы будете это знать!
Что есть в мини-курсе:
- видеолекция на 3 часа.
Наконец, если у вас есть дети, то вам точно понравится два видео-занятия для детей от 5 до 12 лет. Посвящены они Микеланджело. В этих занятиях я рассказываю про жизнь и работу великого итальянца, но делаю это на понятном для детей языке. Объясняю все незнакомые слова, привожу примеры из детской жизни. Кроме того, чтобы детям было не скучно, лекция перемежается вопросами и загадками. Они позволяют ребенку проявить наблюдательность и смекалку, и удерживают его внимание.
После этих двух занятий ваш ребёнок будет отличать произведения эпохи Возрождения от произведений средневековых.
Будет знать, кто такой Микеланджело, причём этот человек будет для него не просто абстрактным именем: Микеланджело будет обладать характером, ведь я расскажу несколько примечательных случаев из его жизни, например, о том, как ему в молодости сломали нос.
Ваш ребёнок будет знать об основных произведениях Микеланджело: Давида, Моисея, капелле Медичи и, конечно, фресках Сикстинской капеллы.
Он будет понимать, что такое «атрибут», и как по атрибуту можно узнать персонажа из Библии или из греческого мифа.
Узнает, что такое индивидуальный стиль художника, и поймёт, каким был стиль Микеланджело, как можно отличить картины Микеланджело от картины, скажем, Рафаэля.
Кстати, если вы посмотрите это занятие вместе с ребёнком, не исключено, что вам тоже понравится)))
Что есть в занятиях:
- 2 часовые лекции – «Микельанджело-скульптор» и «Микельанджело-художник»;
- все лекции снабжены вопросами и заданиями.
Эти лекции, мало того, что интересные и познавательные, так еще и полезные!
Во-первых, они обеспечат вас темами для интересных разговоров на недели вперед. Если вы заметили, что давненько у вас с домашними не было искрометных дискуссий, этот пакет поправит дело. Обещаю, что каждый вечер вы будете хвастаться открытиями: «А помнишь, мы были на экскурсии в Риме/Кельне/Эрмитаже и видели там картину/скульптуру/фреску? Так вот, оказывается…»
Во-вторых, вы станете лучшим экскурсоводом для мужа, или для ребенка, или для друзей. Куда бы вас ни забросила судьба – в Эрмитаж, в Равенну или в Реймс, вы везде сможете рассказать что-то интересное. Правда, работать вам придется, скорее всего, бесплатно, зато ловить на себе взгляды людей, восхищенных вашей эрудицией, будет приятно.
Отдельно – про детские лекции: если у вас есть дети или внуки, которым от семи до двенадцати, и вам хочется приобщить их к прекрасному – эти лекции вам точно пригодятся! Я мог бы долго расписывать их достоинства, но это нескромно, так что пусть за меня скажут те, кто их уже посмотрел. По этой ссылке вы найдете больше тысячи (!!!) положительных отзывов об этих лекциях: https://vk.com/topic-81991808_41160086
И этот пакет вы можете купить прямо сейчас за 500 рублей. После оплаты письмо со ссылками на лекции придет вам на почту.
Предложение это – одноразовое, в честь нашего первого знакомства. Если вы сейчас сайт закроете, то больше моя реклама вам никогда показываться не будет.
Важно: ваш платеж пройдет, даже если вы находитесь за границей. Для этого на этапе оплаты выберите опцию «Продамус.Платежи».
Выбор за вами)
P.S.: ну а если купить не готовы, можете подписаться на МОЙ ИНСТАГРАМ. Там, конечно, не так много информации, как в полноценных лекциях, но тоже интересно.
Связаться о мной:
E-mail: pashkovguide@gmail.com
Телефон: +37443592333
Политика конфиденциальности