Цикл лекций

«Тайны Иеронима Босха»

📺 Что будет в курсе: двенадцать видеолекций.

🕐 Письмо со ссылкой придет вам на почту сразу после оплаты.

💳 Доступ к лекциям вы получите навсегда.

«Вот главная причина потратить время и деньги на цикл лекций про Босха…»
– написал Алексей Пашков, лектор и автор курса, и впал в ступор. Причин-то много. Но какая – главная?

Первое, что приходит в голову: у вас уже есть интерес к Босху, уже есть желание узнать о нем побольше, а мой курс вам нужен, чтобы сэкономить время и не искать самой в сети разрозненные материалы.

Если это так, то вы попали куда надо! Признаюсь, я провел пару вечеров, мониторя конкурентов. И конкурентов не нашел!

Конечно, есть отдельные лекции об отдельных картинах Босха. Есть циклы про Северное Возрождение (на Магистерии, например), в которых одна или две лекции посвящены ему. Но вот отдельного курса, целиком посвященного Босху, курса структурированного, системного, с достоверной научной информацией, охватывающего все его картины, – такого нет. Поэтому если вы пришли за знаниями, их есть у меня. Ведь в курсе мы будем разбирать не только самые известные произведения Босха (такие, как «Стог сена» или «Сад земных наслаждений»), но и гораздо менее примелькавшиеся картины: «Блудного сына», «Поклонение волхвов» с загадочной фигурой, «Семь смертных грехов» и так далее.

Кроме того, мы будем смотреть на все эти картины под разными углами: разберем теорию, связывающую творчество Босха с народной культурой; теорию, связывающую его с алхимией; теорию, связывающую его с тайными еретическими движениями. И так далее, и так далее.

А может, вам интересен не столько конкретный художник, сколько его эпоха в целом? Вас восхищает точеная красота Северного Ренессанса, вас влечет строгий и возвышенный дух старой Европы, и именно к культуре того времени вам хотелось бы прикоснуться?

Если так, тогда вы тоже удачно зашли! «Понимать дух эпохи через живопись» –  это же моя любимая идея, мой верный конек. И разбирая Босха, мы постоянно будем обращаться за разъяснениями и подсказками к книгам, которые читали в то время. Список будет разнообразнейшим: и Эразм Роттердамский, и «Роман о розе», и – неожиданно! – римский поэт Ювенал. А еще будем обращаться к богословским трактатам, народным фарсам, алхимическим манускриптам. В итоге у вас нарисуется культурный портрет целой эпохи!

Кстати, про дух эпохи: наверняка вы любите путешествовать, и эта любовь тоже влечет вас к Босху.

Ведь для чего мы путешествуем в пространстве, тратясь на билет до Гааги, Брюсселя или Брюгге? Чтобы увидеть новые места, в которых никогда не бывали. Понаблюдать за странными, на первый взгляд, обычаями. Прикоснуться к чужой культуре. Увидеть, что можно, оказывается, жить совсем по-другому.

А как насчет путешествия во времени? Перенестись на пятьсот лет назад, когда мысли, чувства и понятия были совсем иными, – разве это не вдвойне интересно? Лично для меня – да. И знакомство с очередным художником – каждый раз такое путешествие в иную эпоху. Некоторые эпохи я люблю больше, некоторые – меньше. Эпоха Босха меня всегда влекла.

Странная эта эпоха. Двойственная. С одной стороны, время было деловое и предприимчивое: в Италию везли восточные пряности, чтобы вырученные деньги ломбардские ростовщики, обосновавшиеся в Нидерландах, ссужали тамошним производителям сукна. Деловые голландцы строили плотины и мельницы, авантюристы в поисках баснословных сокровищ отправлялись за океан. И в то же время о божественном не забывали. В каждой вещи тогда умели видеть символ, напоминание о высоких истинах. Об этом прекрасно говорит портрет Ван Эйка, младшего современника Босха.

«Чета Арнольфини» – это семья людей богатых, деловых. И портрет говорит об их благосостоянии. И в то же время все здесь – и свеча, и зеркало, и четки – имеет возвышенный религиозный смысл. И у людей того времени было время этот смысл подмечать, задумываться о нем.

Если вам хочется совершить путешествие во времени вместе со мной и посмотреть на мир глазами человека из совсем другой культуры – тогда тоже милости просим на курс.

Кстати, готов поспорить, что путешествия вы любите еще по одной причине: они прочищают голову.

Ведь как проходит нормальный день нормального человека? Вот я спускаюсь утром к машине – и обнаруживаю, что ночью какой-то придурок задел мне зеркало. Теперь нужно ехать его менять. Тогда уж заодно надо и кондиционер отремонтировать (сломался он еще прошлой осенью, но я, естественно, ремонт отложил до тепла; всегда забываю, что отложенные дела – это бумеранг, которой обязательно вернется и вонзиться прямо в…) И диски тоже нужно поменять. Если по уму, то и всю машину менять пора, но с нынешним курсом… Кстати, а что там с курсом? Заглядываю в интернет, а там все летит в тартарары, Путин с Байденом вроде поговорили, но не договорились, Россию собираются отключать от всего…

Если регулярно от всего этого не чистить голову – будешь сходить с ума. Быт – штука важная, и обустраивать его нужно. Но если мозг занят только бытовухой, он покрывается плесенью. Нужно переключаться. Нужно путешествовать, хотя бы виртуально.

Я это делаю так: встаю рано-рано утром, пока семья еще спит, и целый час читаю хорошую книгу, напрямую не связанную с работой. Просто потому, что умная и интересная. Это мое время, особое время. И вам я предлагаю с лекциями поступить точно так же.

Выберите время (не знаю, будет ли это для вас утро или вечер), когда никто не будет беспокоить. Отложите все дела и заботы в сторону. Закутайтесь в любимый халат, налейте любимого напитка. Можно сладкого чая, а можно и чего-нибудь полусладкого, я не осуждаю)) И отправляйтесь вместе со мной туда, где нету всей этой мелочной катавасии. Туда, где мы будем говорить только о прекрасном и умном.

Окружающим об этих наших путешествиях знать необязательно. Это будет наш с вами маленький секрет.

А может, вы от курса ждете не столько расслабления, сколько встряски для мозга?

Одобряю! Мозг нужно держать в тонусе, иначе он ржавчиной покроется и паутиной зарастет. Пример: моя бабушка. В свои восемьдесят два она имеет абсолютно ясную голову. Телефонных мошенников, которые регулярно ей названивают, за версту чует, по скайпу с подружками из Америки и Израиля болтает целый день. В чем ее секрет? Думаю, в том, что у нее есть хорошая привычка: учить стихи наизусть. Этим она всю жизнь занималась, и до сих пор занимается. То есть свой мозг тренирует, стимулирует его новой информацией. Жена мне по этому поводу говорит: «Ты не представляешь, как тебе повезло. Я-то знаю, что это такое – иметь возрастных родственников, у которых в сознании начинаются нарушения». Это правда, она знает. А вот везение тут ни при чем: все дело в регулярной работе над собой.

Так что, если мы хотим, чтобы наше сознание с годами оставалось все таким же бодрым и подвижным, нужно постоянно его напрягать. Ощущение молодости, радостного возбуждения, интереса к жизни – все это сохраняется лишь благодаря умственным упражнениям. Кто-то для этого учит языки, а кто-то записывается на мои курсы: ведь материала я даю много, копаю глубоко, и определенных интеллектуальных усилий мои лекции требуют. Они сложные, и в то же время интересные. Идеальное сочетание.

А если вы с помощью курса хотите не только привести свой мозг в тонус, но еще и одеть его в мыслеброню... я вас понимаю и хвалю вдвойне!

Мы живем в удивительное время: никогда еще на наши головы не выливали столько информационного шлака. Сейчас каждый доморощенный искатель истины с девятью классами образования может пойти и написать любой бред. Яндекс Дзен все стерпит. И пока речь идет об исторических псевдосенсациях – про Великую Тартарию там, или про подмену Петра Первого – это выглядит довольно безобидно. А вот когда доверчивые граждане, вместо того, чтобы идти к врачу, слушают советы псевдоцелителей,  теряя драгоценную возможность раннего вмешательства… вот это уже страшно.

Как защитить себя от информационной заразы? Только укрепив свой мозг. Нужно превратить сознания в сито, через которое достоверная информация будет проходить, а мусор проникнуть не сможет. Иными словами, нам как никогда нужны навыки критического восприятия информации. Нужно понимать, чем отличается факт от мнения. Нужно уметь вычленять аргументы и приводить контраргументы. Уметь смотреть на проблему под разными углами. Оценивать достоверность источников информации.

Всем этим мы на курсе по Босху будем заниматься. Я не просто буду преподносить вам факты о картинах; я каждый раз буду объяснять, как именно исследователи пришли к тому или иному выводу, и где в их построениях слабые места. Если хотите отточить свои критические способности, да еще и на интереснейшем материале – курс этот точно для вас.

И конечно, самый благородный мотив - обогатиться духовно самой, чтобы затем обогатить своих близких.

Еще до пандемии был я с Ромкой в Эрмитаже. Ходили по античным залам. В какой-то момент краем уха услышал разговор папы с сыном. Сын поинтересовался, почему здесь все без штанов. Папы гыгыкнул в ответ: «Ну видишь, сына, любили они голые писюны!». Дословная цитата.

Согревающее, как от стопки хорошего коньяка, чувство интеллектуального превосходства разлилось по телу. Но было оно с горьким привкусом: каковы шансы вот этого ребенка вырасти культурным человеком?

У всех нас есть долг перед детьми и внуками: вырастить их умными, восприимчивыми к прекрасному, способными оценить сокровища мировой культуры – наша задача. Но как можно дать то, чего сам не имеешь? Значит, если мы хотим нашим детям объяснять непонятное в искусстве, знакомить с ним, а не просто гыгыкать в ответ на их вопросы, нам нужно для начала разобраться самим. А что может быть непонятнее Босха? Значит, с него и начнем.

Вот сколько важных причин поближе познакомиться с Иеронимом нашлось у меня. Но все же главная, на мой взгляд - здоровая человеческая любознательность.

Ведь есть на свете загадки, которые буквально не дают покоя и требуют быть разрешенными! Пирамиды. Скульптуры острова Пасхи. Рисунки в пустыне Наска. Неужели найдется человек, у которого все это не вызывает чувство жгучего любопытства?

Босх – загадка такого же масштаба. Вот есть картины. Они вроде бы вобрали в себя всю средневековую культуру, все ее символические коды. И в то же время они – абсолютно оригинальны. Босх не похож ни на одного художника. Видимо, даже не все современники понимали его. А ведь он явно что-то хотел сказать, что-то важное хотел донести. И может ли не свербить мозг желание проникнуть в эту загадку?

А теперь разрешите вас перебить!

Потому что я заранее знаю, что вы скажете.
Вы скажете: «Алексей, все эти причины познакомиться с Босхом я понимаю, и познакомиться с ним хочу, но…»

И вот эти ваши «но» я хочу скомкать и выбросить в окно (стихи получились!).

НО номер один: все же есть в интернете бесплатно.

Ой ли? А вы проверяли? Где это вы видели бесплатный курс из двенадцати лекций, в котором разбирались бы все картины Босха, разбирались бы глубоко, с опорой на авторитетные научные работы, да еще и в легкой и обаятельной манере? Я таких не видел. Видел отдельные лекции, где о Босхе рассказывают по верхам, с пятого на десятое. Видел курс на Магистерии по Северному Возрождению, где Босху отведена одна лекция продолжительностью аж двенадцать минут! Это – да, бесплатно. Но по-настоящему исчерпывающий, хорошо структурированный, тщательно выверенный и подготовленный курс никто в бесплатный доступ выкладывать не будет.

НО номер два: я раньше ничего у вас не покупала, и не уверена, что курс действительно так хорош.

Если хотите убедиться, что моя лекторская манера вам подойдет – пожалуйста, вот отрывок:

А если сомневаетесь, что информация в курсе достоверная, а не натасканная по кусочкам с интернета… По-хорошему, чтобы в этом убедиться, вам нужно купить курс) Но давайте сделаем так: вы можете ознакомиться со списком литературы, который я использовал. Но предупреждаю: читать его вам придется долго.

НО номер три: я в искусстве глубоко не разбираюсь, боюсь, курс будет слишком сложным и слишком подробным для меня.

Да нет же! Я ведь просветитель. Излагать глубокое и сложное простым языком – это моя специальность. Поэтому да, сложные вещи в курсе будут, но поверьте, я сделаю так, что воспринимать вы их будете в лет.

НО номер четыре: у меня нет на лекции времени.

А если найду?)) Я серьезно: давайте я приведу вам семь вариантов, как можно выкроить время на прослушивание лекций (тем более, что лекции специально сделаны недлинными, примерно по тридцать минут каждая, так что слушать их максимально удобно):

  1. В транспорте по дороге на работу (вместо того, чтобы впустую прожигать эти драгоценные часы жизни)
  2. В электричке по дороге на дачу
  3. Когда ребенок наконец заснул
  4. Когда руки заняты механическими домашними делами, а голове скучно
  5. На прогулке/пробежке/в спортзале (все лекции есть в аудиоформате)
  6. Рано-рано утром, за первой чашкой кофе, чтобы задать тон всему оставшемуся дню
  7. Поздно вечером, когда все заснули, и вы можете побыть с собой наедине

НО номер пять: я летом уезжаю на дачу, там с интернетом плохо.

Я и это предусмотрел! Лекции специально сделаны короткими, по полчаса, и места занимают немного. Вы можете их скачать заранее на планет или смартфон и спокойно смотреть на даче. Интернет не понадобится.

Ну вот, от надоедливых «но» мы избавились. А чтобы точно никаких сомнений не осталось, приведу несколько отзывов от людей, которые слушали мои предыдущие курсы:

А теперь давайте расскажу, что конкретно будет в курсе.

Полная версия состоит из 12 лекций:

Картина «Блудный сын»

Поговорим о том, как в эпоху Босха представляли себе назначение человеческой жизни, почему восхваляли бедность, и при чем тут римский поэт Ювенал.

«Поклонение волхвов»

Поговорим о том, как в то время причудливо переплетались две культурные традиции – христианская и иудейская. А еще узнаем, что такое герменевтический круг, и как исследователю в него не свалиться.

«Путь на Голгофу» и «Поругание Христа»

В очередной раз убедимся, сколько смыслов может у Босха иметь самый обычный предмет, и разгадаем значение детской игрушки, собачьего ошейника и пронзенной шляпы.

«Корабль дураков» и «Смерть скупца»

Познакомимся с литературой того времени и знаем о том, из каких книг Босх мог черпать идеи. Набор книг будет включать руководство по правильному умиранию 🙂

«Святой Христофор»

Найдем на картине повешенного мишку и попробуем понять, за что его так. А еще сравним картину с работой на тот же сюжет из Эрмитажа и разберемся, понимали ли подражатели Босха, что и зачем он изображал.

Триптих «Воз сена»

Узнаем о том, как повлияла на Босха народная культура (без которой понять его в принципе невозможно).

«Семь смертных грехов»

Неожиданно обнаружим, что в этой картине Босх не просто изображает человеческие непотребства, но и предлагает рецепт борьбы с грехами.

Босх и алхимия, ч. 1

Чтобы понять, был ли Босх алхимиком, нам сначала придется познакомиться с историей тайного искусства. В этой лекции я расскажу об истории алхимии в античном мире и на арабском востоке.

Босх и алхимия, ч. 2

Мы продолжим знакомство с историей алхимии: вы узнаете, какие символы чаще всего использовали алхимики в средние века, и как их правильно понимать.

Алхимия у Босха

Мы попробуем найти алхимические ребусы в триптихе «Искушение Святого Антония» и картине «Брак в Кане»

Босх и ереси

Поговорим об известных еретических движениях того времени и проверим Босха на причастность к ним.

Самый загадочный триптих

Речь пойдет про «Сад земных наслаждений». Мы присмотримся ко всем его ставящим в тупик деталям (от стеклянных лабораторных колб до загадочных существ, похожих на инопланетных биороботов). Затем я расскажу, как исследователи пытались с разных сторон подступиться к их толкованию. Не гарантирую, что мы все поймем, но обещаю, что будет интересно!

Всего: 12 лекций, больше шести часов видео. Также все лекции будут доступны в аудиоформате (чтобы можно было не только смотреть, но и слушать в машине или на прогулке). Отдельные файлы с изображениями (чтобы вы могли подробнее их рассмотреть).

Я вам, как обычно, предлагаю на выбор три пакета:

Минимальный

1500
  • 5 лекций об основных картинах Босха. Достаточно, чтобы получить добротное понимание его творчества, но без погружения в интригующие детали.

Оптимальный

2500
  • Все 12 лекций
  • Бонус: дополнительная тринадцатая лекция (как ее получить – узнаете после оплаты)

Максимальный

4500
  • Все лекции из пакета «Оптимальный»
  • Домашние задания. Это – для любителей глубокого погружения. Я приготовил для вас двенадцать интересных заданий, чтобы вы почувствовали себя настоящими арт-детективами. Их выполнение потребует изобретательности, догадливости и фантазии. И конечно, мы с вами будем общаться в закрытой группе и обсуждать ваши находки.
  • Обратная связь от меня