Читаем «Утешение Философией» Боэция вместе с Алексеем Пашковым

Помните свежую историю про блогера, устроившего аварию в Москве? Ну, того, который снимал, как нападает на прохожих и гоняет по встречной? Как думаете, сколько ваших месячных зарплат он зарабатывает в неделю?

Знаю, начало поста получилось немного провокационным, но давайте будем честны: каждый из нас хоть раз в жизни об этом задумывался. Почему судьба так благосклонна к плохим людям? И речь идет не о зависти, а о чувстве справедливости. Ну почему кривляка с Ютуба, тряся перед камерой филейными частями и рекламируя онлайн-казино, зарабатывает больше, чем врач, учитель и пожарный, вместе взятые

Кстати, когда я работал в туризме, жизнь мне постоянно подбрасывала вопиющие примеры. Почему человек, владеющий сетью микрофинансовых организаций (а для их владельцев, на мой взгляд, в аду должен быть зарезервирован отдельный котел) имеет возможность нанять яхту за 50 000 в час и в придачу – меня, чтобы я развлекал его рассказами об основании Петербурга, пока он закусывает дорогое шампанское хамончиком? Почему другой мой клиент приезжает с мешком денег (в буквальном смысле – с мешком, я не шучу), и на мой вопрос «А вы, наверное, первые деньги заработали в 90-х?» честно отвечает: «Нет. Я первые деньги украл в 90-х». А между тем моя бабушка, всю жизнь проработавшая на военном производстве и строившая для родины авианосцы, получает сами догадываетесь, какую пенсию. Где же справедливость?

Вопросами этими задаюсь не только я, и не только вы. Ими же задавался еще один очень умный человек, живший почти полторы тысячи лет назад. Благо, времени на размышления у него было предостаточно: ведь он сидел в каменном мешке, ожидая казни за преступления, которых не совершал.

Почему книга, написанная полторы тысячи лет назад, остается – и всегда будет оставаться – актуальной?

Северина Боэция, «последнего римлянина», традиционно считают мостиком между античностью и средневековьем. Он жил в V веке. Будучи из древнего патрицианского рода, он служил при дворе варварского короля Теодориха. Будучи христианином, он умел философствовать на античный манер. Именно благодаря ему многое из достижений античной мысли сохранилось для средневековой культуры. Например, именно Боэций составил обширные комментарии к Пифагору, благодаря которым античная теория музыки (ведь Пифагор еще и музыкой занимался!) стала известна в средние века. Кстати, на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» именно Боэций с любопытством заглядывает Пифагору через плечо, старательно записывая его пояснения о разных музыкальных гармониях.

Однако главный свой труд Боэций написал незадолго до смерти. Несправедливо обвиненный в государственной измене, он был брошен в каменный мешок, где и ожидал казни. Перенестись из богатого дворца в сырую яму, сменить утонченные яства на хлеб и воду – такое испытание выдержит не каждый, и Боэций пал духом.

И тут-то перед ним и явилась она.

Дама-Философия.

Именно такой, какой ее описал Боэций, философию будут на протяжении всего средневековья изображать на барельефах в готических соборах. Вот пример:

С философией Боэций рассуждает о трех самых мучительных вопросах: почему мир несправедлив, если его создал благой и справедливый Творец? Откуда в мире зло (Ведь благой Бог не может быть его источником)? И наконец, свободен ли человек в своих выборах, или наша судьба раз и навсегда предопределена, и мы бессильны что-либо изменить? На все это философия дает ответы. И ответы эти утешают его: он полностью принимает свою участь, принимает жизнь, убеждается, что мир устроен правильно и справедливо. Отсюда и название его книги – «Утешение философией». И книга эта была актуальна на протяжении всего средневековья, и остается актуальной, и будет актуальна всегда: ведь во все времена люди нуждались и будут нуждаться в утешении…

Эту действительно бессмертную классику мы и будем читать вместе. И обсуждать, как старые друзья обсуждают книгу за бокалом вина…

По крайней мере, именно такую атмосферу я старался создать, работая над комментариями к Боэцию. Это – не сухой научный труд; скорее – беседа двух неглупых людей. Представьте, как мы с вами остаемся наедине в кухне… свет приглушен… в руках – бокал… торопиться – некуда… а впереди – разговор о важном, о волнующем, о вечном.

Давайте поговорим по душам.

И конечно, беседа наша будет полезной! Я назову вам целых семь причин разобраться в тексте Боэция с моей помощью:

1. Вы духовно обогатитесь (как бы пафосно это ни звучало).

Если вы никогда раньше с Боэцием не сталкивались, то прочитав «Утешение философией» вы, как минимум, восполните досадный пробел: ведь не знать, кто такой Боэций – это все равно, что не знать Канта, Гегеля или Ницше.

2. Вы узнаете, что такое теодицея, и с чем ее едят 🙂

Впрочем, для этого вам книгу целиком читать необязательно: я вам прямо сейчас все объясню. Теодицея, в переводе с греческого – «божественная справедливость». В философии этим термином принято обозначать любую попытку защитить идею того, что мир устроен справедливо. Иными словами, теодицея – это попытка ответить на вопрос: почему бог допускает существование несправедливости в мире? Вопрос не простой, и Боэций дает на него умный ответ. А поскольку ответ умный, использовать его продолжают до сих пор: недавно смотрел по телевизору передачу, в которой батюшка отвечал на этот самый вопрос от зрителя абсолютно так же, как Боэций полторы тысячи лет назад.

Только вот честно признаюсь: лично меня этот ответ не удовлетворяет. И не только меня: Ивана Карамазова в романе Достоевского, например, он тоже не устроил. Что за объяснение, и каковы его слабые стороны – в этом мы вместе разберемся.

3. Мы попробуем разрешить один из самых каверзных вопросов философии (не гарантирую, что получится, но мозгу такие упражнения пользу точно принесут).

Свобода воли. В истории философии Боэций остался в первую очередь благодаря своему решению вопроса о свободе. Задумайтесь: с одной стороны, очевидно, что мы можем выбирать между добром и злом. Но с другой стороны, создавший человека Бог всезнающ, а значит, все наши выборы ему заранее известны. Нет ли здесь противоречия?

Эта проблема, многие века не дававшая философам покоя, была решена в книге Боэция настолько неожиданным и настолько изящным образом, что решение это обеспечило ему место в истории мысли. Каким образом удалось примирить свободу с божественным провидением (и удалось ли), в этом мы тоже разберемся.

4. Кстати, о пользе для мозга: новые, непривычные книги – отличный способ держать его в тонусе.

А с философией – будем честны! – мы знакомы плохо. Именно поэтому книга Боэция будет идеальным интеллектуальным тренажером: она устроит вашему серому веществу хорошую встряску! Если чувствуете, что давненько все ваши интеллектуальные силы уходят на решение рабочих вопросов, что сознание привыкло ездить по одним и тем же рельсам, а мысль становится неповоротливой – не пора ли порадовать свой ум чем-то необычным? Разбор Боэция подойдет прекрасно.

5. Вы превратите свой ум в грозное орудие!

Вот представьте: у вас с кем-то завязалась дискуссия. Вас пытаются в чем-то убедить, или навязать, или продать. А вы сразу все аргументы оппонента раскладываете в стройную логическую цепочку; видите, где в них слабое место; точно понимаете, какую произвольную посылку или неоправданный вывод нужно опровергнуть, чтобы рассыпались все остальные его рассуждения; а на любой аргумент можете привести три возражения.

Итог: обмануть вас невозможно, спорить с вами – себе дороже.

Философия учит мыслить именно так. Очень полезный, знаете ли, навык.

6. Вы станете источником мудрости для друзей.

Ну, может, «источник мудрости» – это громко сказано, но новые темы для бесед у вас точно появятся. А как беседа пройдет, зависит от вас: можете терпеливо объяснить друзьям все, что сами поняли; можете, если будет у вас такое настроение, ставить их в тупик каверзными философскими парадоксами.

7. Не исключено, что вы влюбитесь в философию 🙂

Разбирая Боэция, мы посмотрим, как к тем же вопросам подступались другие философы. В обсуждении будут всплывать имена Платона, Фомы Аквинского, Лейбница и Шопенгауэра. Конечно, это не будет полноценным курсом по истории философии. Но ваш философский кругозор однозначно расширится! Так что если проблемы справедливости, свободы и смысла жизни вас в принципе интересуют (а я не понимаю, как они могут не интересовать мыслящего человека), то вам это обсуждение однозначно будет и интересным, и полезным. Честно признаюсь: философия – моя тайная любовь, и я постараюсь вас этой любовью заразить)

Вот оглавление книги:

ГЛАВА ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, ПОЧЕМУ КНИГА БОЭЦИЯ ВСЕГДА БУДЕТ АКТУАЛЬНОЙ

ГЛАВА ВТОРАЯ, СОДЕРЖАЩАЯ КРАТКИЙ, НО НАСЫЩЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О БОЭЦИИ И ЕГО ЭПОХЕ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, В КОТОРОЙ ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ ФИЛОСОФИИ (КОТОРЫМ И МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ, ЕСЛИ НАДО КОГО-ТО УТЕШИТЬ) ПРОВАЛИВАЕТСЯ С ТРЕСКОМ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ, В КОТОРОЙ БОЭЦИЙ СНАЧАЛА УБЕДИТЕЛЬНО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ВСЕ МЫ СТРЕМИМСЯ К НЕПРАВИЛЬНОМУ СЧАСТЬЮ, А ЗАТЕМ ОБЪЯСНЯЕТ, КАКОЕ ОНО – СЧАСТЬЕ НАСТОЯЩЕЕ, НО ЗАБЫВАЕТ ОБЪЯСНИТЬ, КАК К НЕМУ ПРИЙТИ

ГЛАВА ПЯТАЯ, В КОТОРОЙ СТРАННАЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬ БОЭЦИЯ ПОЛУЧАЕТ ОБЪЯСНЕНИЕ, А МЫ УЗНАЕМ НЕЧТО ВАЖНОЕ О ТОМ, КАК АНТИЧНЫЕ МУДРЕЦЫ ПОНИМАЛИ БОГА

ГЛАВА ШЕСТАЯ, В КОТОРОЙ БОЭЦИЙ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: ОТКУДА В МИРЕ, СОЗДАННОМ ВСЕСИЛЬНЫМ И ВСЕБЛАГИМ БОГОМ, ВЗЯЛОСЬ ЗЛО?

ГЛАВА СЕДЬМАЯ, В КОТОРОЙ МЫ ЗАДАЕМСЯ ВОПРОСОМ, МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИТЬ ДУРНОЙ ПОСТУПОК, И ПРИХОДИМ К НЕОЖИДАННОМУ ОТВЕТУ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, В КОТОРОЙ МЫ ПОНИМАЕМ, КАКОЙ ВОПРОС ДЛЯ ФИЛОСОФИИ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, В КОТОРОЙ БОЭЦИЙ ПРОЯВЛЯЕТ НЕВЕРОЯТНУЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, ЗАЩИЩАЯ ИДЕЮ СВОБОДЫ ВОЛИ, НО АЛЕКСЕЙ ВСЕ РАВНО С НИМ НЕ СОГЛАШАЕТСЯ

ОБЩИЙ ОБЪЕМ КНИГИ: 30 страниц формата А4

ФОРМАТ КНИГИ: книга доступна во всех популярных форматах: mobi, fb2, epub, pdf

КАК ПОЛУЧИТЬ КНИГУ: после оплаты письмо со ссылкой придет вам на почту

СТОИМОСТЬ: 500 рублей