Курс лекций
«Живопись эпохи барокко:
от Караваджо до Ван Дейка»

Специальная версия с тремя бонусными лекциями для моих постоянных слушателей

Детали

Лекции придут к вам на почту сразу после оплаты.

Сколько лекций в курсе?

Восемь видеолекций по 1,5 часа каждая. Каждая лекция разбита на эпизоды по 15 минут, так что у вас всегда найдется время, чтобы посмотреть хотя бы один эпизод в день. Интересные домашние задания – по желанию. Доступ к лекциям вы получите навсегда; никаких ограничений по срокам или количеству просмотров не будет.

Когда можно купить курс по особой цене?

До полуночи пятницы. После этого цена сильно вырастет.

Что будет в курсе?

ЭТОТ КУРС – ОЧЕРЕДНАЯ АВАНТЮРА: ОН ЛИБО ПРОВАЛИТСЯ, ЛИБО БУДЕТ ИМЕТЬ НЕВЕРОЯТНЫЙ УСПЕХ. И ЗАВИСИТ ЭТО ОТ ВАС, В ОСНОВНОМ.

Почему – сейчас объясню.

Но сначала…

Сначала – раздел для постоянных моих слушателей. Если вы что-то у меня раньше покупали, уже успели влюбиться в мои лекции, вас ни в чем не надо убеждать и вам просто нужна кнопка «Купить» – то вот она:

А если вам все же нужны подробности о курсе, тогда читайте дальше.

Вы обожаете эпоху барокко: ведь и фонтан Треви в Риме, и площадь Дам в Амстердаме, и дворец Шенбрунн в Вене этой эпохе принадлежат.

 Парадные улицы Сены и Дуная, парадные улицы в Праге и Мюнхене, где вы либо гуляли, счастливые, либо мечтаете погулять, это все — барокко. Прекрасная была эпоха! Но вот ваши знания об истории этого времени несколько… как бы это сказать… расплывчатые. Так уж нас в школе учили…

А еще ваши знания об искусстве барокко, возможно, имеют странный крен. Я специально опрашивал своих подписчиков – и с удивлением выяснил: барокко для них – это в первую очередь архитектура, причем русская. Первое имя, которое большинству приходит в голову – Растрелли. Еще барокко у многих ассоциируется с музыкой: Вивальди, Гендель, Монтеверди… А вот художники – удивительно! – оказываются на третьих ролях. И если самых известных – Рубенса, Рембрандта, Веласкеса – еще помнят, то такие талантливые, дивные, оригинальные, но чуть менее везучие, как Сальватор Роза, Тинторетто, да Кортона… Эх, да что тут говорить

Вашей вины тут нет: так уж сложилось, что знания об одних художниках считается более «обязательным», чем о других. Но согласитесь, обидно, что целый пласт культуры проходит мимо вас.

Ну и последнее: у многих есть такое ощущение, что в барокко «понимать нечего». Если на картине все бегут, хотя и толстенькие – это барокко и есть. Чего тут изучать?

А то, что само появление этого стиля – интереснейшая научная проблема (вот почему в 15-м веке «рубенсовская женщина не была идеалом красоты, а в 17-м – вдруг стала?), таким людям невдомек. Да и про сложнейшую – и интереснейшую! – систему барочной символики они не слыхали.

Ну что, я все правильно описал? Теперь понимаете, почему я не уверен в успехе курса? Мне нужно перебороть навязанные вам представления о том, что образованный человек знать должен, а без чего можно обойтись.

Вы должны поверить мне: эпоха барокко ни богатством образов, ни глубиной смыслов, ни изощренностью техники не уступает эпохе Возрождения.

Вы должны согласиться, что знания о ней – необходимы каждому, кто любит красоту.

Я должен вас увлечь, очаровать, взбудоражить ожиданием волшебного путешествия…

И если у меня получится, если вы доверяете мне – тогда курс ждет невероятный успех.

Именно этим я и занимался последние два месяца: писал для вас статьи, видеолекции, загадки о барочных художниках. Настало время проверить, удалось ли мне разжечь в вас интерес к их искусству. А еще – доверите ли вы мне стать вашим проводником.

Если ваш ответ «Да» и «Да – тогда отправляемся. В этом курсе мы вместе сделаем пять вещей:

ИТАК, ПОЧЕМУ КУРС ЛИБО ПРОВАЛИТСЯ, ЛИБО НАОБОРОТ, ПОБЪЕТ РЕКОРД ПО ЧИСЛУ СЛУШАТЕЛЕЙ?

ПЕРВОЕ: ЗАБУДЕМ ОБО ВСЕМ – И ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ!

Каждый мой курс – это путешествие. В цикле по итальянскому Возрождению мы побывали в Милане и Венеции; в цикле по Средним векам вместе прошлись под сводами Кельнского собора и спустились в римские катакомбы. Но в этот раз программа будет особенно насыщенной.

Нас ждет Рим, где работали Бернини и да Кортона; Антверпен, родной город Йорданса и Снайдерса; Лондон, где ван Дейк стал придворным художником; Венеция, откуда вышли великие Тинторетто и Тьеполо…

ВТОРОЕ: ВЫ СТАНЕТЕ НЕ ТОЛЬКО ПУТЕШЕСТВЕННИКОМ, НО И ПРОВОДНИКОМ – ДЛЯ ДРУЗЕЙ, МУЖА, ДЕТЕЙ ИЛИ ВНУКОВ.

Был у меня случай: семейная пара заказала мне экскурсию по Эрмитажу с упором на детали и символы. Инициатором была дама; она и слушала меня, не отрываясь, три часа. А муж ходил за ней, понурый, с выражением незаслуженной обиды на лице: «За что я должен страдать здесь?» Но поразительно, что к концу экскурсии и муж начал подавать признаки жизни, и заинтересовался немного моим рассказом! Наш с дамой энтузиазм его заразил.

То же самое сможете и вы сделать для своих близких.

Проникнетесь восхищением перед неизвестными широкой публике шедеврами – и заразите этим восхищением любимого человека. Научитесь читать тайный язык аллегорий и символов – и научите ему детей. Им откроется дивный новый мир, и вам они будут благодарны за этот подарок!

Помните знаменитую фразу Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»? К умению чувствовать и понимать красоту это тоже относится. Проникнитесь ей сами – и окружающие проникнутся вслед за вами.

Кстати, об умении понимать язык искусства: это у нас как раз третий пункт.

ТРЕТЬЕ: НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИЗОЩРЕННЫЙ ЯЗЫК СИМВОЛОВ И НАМЕКОВ В КАРТИНАХ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.

Помните, я вам присылал статью про «Мадонну с куропатками» из Эрмитажа? Эта картина ван Дейка – настоящая энциклопедия барочной символики. В ней есть куропатки и попугаи, подсолнухи и гранаты, плодовое дерево и розовый куст. И каждая деталь, разумеется, имеет свой смысл. Без специальной подготовки их не понять.

Эпизод из курса про эту картину можете посмотреть прямо сейчас, если хотите (заодно и в качестве материала убедитесь, и мою манеру читать лекции оцените):

А в курсе таких эпизодов будет почти пятьдесят! И в каждом мы будем учиться читать язык живописи. Представляете глубину ваших знаний к концу курса?

А ТЕПЕРЬ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ: МЫСЛЬ «МНЕ НЕ ХВАТИТ ЭРУДИЦИИ, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ ВО ВСЕХ ЭТИХ ТОНКОСТЯХ» ЮРКНУЛА У ВАС В ГОЛОВЕ?

Если нет – отлично. А если пробежала все-таки эта мыслишка – гоните ее поганой метлой! Вы ведь не обязаны глубоко в религиозных аллегориях разбираться. У вас – своя работа. А изучать символику, чтобы потом вам объяснять, коротко и понятно – это моя работа. И с ней я справляюсь хорошо, судя по отзывам о моих детских лекциях: десятилетние ребята слушают с удовольствием и все прекрасно понимают. А если я могу ребенку про скрытый символизм внятно рассказать, то с вами у нас точно все пройдет, как по маслу.

ЧЕТВЕРТОЕ: ВЫ ВОСПОЛНИТЕ ДОСАДНЫЙ ПРОБЕЛ В ЗНАНИЯХ ОБ ИСТОРИИ

По традиции, первая лекция во всех моих курсах посвящена истории периода: что вообще происходит в Европе времен барокко? И по моим наблюдениям, именно эту эпоху люди помнят хуже всего. Про средние века у нас со школы в голове отложилось: крестовые походы, Ричард Львиное Сердце, рыцари, соборы. А вот ранее новое время – просто беда! В итоге имена Бернини и ван Дейка нам вроде бы и знакомы, на плавают они в абсолютной исторической пустоте. Какие события пришлись на жизнь этих художников? Что их пугало, что радовало? Ничего не помним… А между тем, они жили во времена Тордесильясккого догора, согласно которому земной шар был разделен пополам; они были современниками открытий Кеплера в астрономии и Везалия в анатомии; они беспокоились о пражской дефенестрации, они ловили слухи про осаду Ла Рошель войсками кардинала Ришелье…

Так вот, я записал для вас лекцию с кратким, но информативным историческим обзором, после которой у вас в голове останется простая и понятная схема событий того времени.

ПЯТОЕ: ВЫ СТАНЕТЕ ПОТРЯСАЮЩИМ СОБЕСЕДНИКОМ!

Так обычно пишут авторы курсов по искусству. А я пойду дальше и пообещаю: вы станете двумя интересными собеседниками! В светской кампании, где атмосфера располагает к легкой беседе, вы будете развлекать друзей. Ведь в нашем курсе будет и история человека, мечтавшего отнять жену у смерти, и запечатленного в трех картинах ван Дейка; и про одноглазую любовницу испанского короля; и про несчастную королеву Франции, чья печальная судьба отражена в названии кислого сорта слив… Все эти красивые и печальные истории в курсе будут, и вы сможете ими смело воспользоваться. Звание «звезды вечера» вам обеспечено!

А вот с умным другом, на полутемной кухне, за чашкой сладкого чая или бокалом полусладкого вина, вы найдете другие темы для бесед. Более глубокие. Более сложные. Ведь я, как и во всех лекциях, буду объяснять искусство через философию и религию. «Левиафан» Гоббса и «Размышление о методе» Декарта, «Иероглифика» Гораполлона и «Иконология» Чезаре Рипа – все эти на художников влияли, а значит, в курсе будут упоминаться. А в них – глубоких и сложных мыслей на месяцы обсуждений. Главное – найти подходящего собеседника, но это уж вы сами)

А ТЕПЕРЬ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ: ПРИВЫЧНАЯ ОТГОВОРКА ПРО «НЕТ ВРЕМЕНИ» УЖЕ ЗАПРЫГНУЛА ВАМ В ГОЛОВУ?

Прекрасно вас понимаю: у меня самого папка с книгами и лекциями, отложенными «на потом», только растет и растет… И я решил сделать все, чтобы этот цикл лекций вы посмотрели до конца. Без принуждения, без мучительных поисков времени.

Вот что я придумал: все лекции разбиты на короткие эпизоды по 15 минут. Каждый эпизод – полностью самостоятелен: можно сегодня посмотреть один, через два дня – второй, и еще через неделю – третий, и все будет понятно. Более того, система будет запоминать, какие эпизоды вы уже посмотрели, а какие еще нет.

То есть по курсу вы будете скользить легко, как по маслу: нашлось 15 минут свободного времени – присели, расслабились, налили чаю, посмотрели один эпизод. Сегодня – один, завтра – еще один. Сами не заметите, как через пару месяцев они закончатся)

Во-вторых, для любителей читать я приложил к курсу расшифровку всех лекций (правда, она только в максимальном пакете). Так что прослушанное всегда можно будет быстро освежить в памяти, пробежав текст глазами.

Ну и рассеянные по курсу тесты, конечно. Они есть после каждых трех лекций; это не экзамены, их можно при желании пропустить. Включил я их с одной целью: чтобы вы вдохновлялись собственными успехами! Когда вы отвечаете на каверзные вопросы и понимаете, насколько изменилось ваше восприятие живописи – это невероятный стимул двигаться дальше!

И последнее: к каждой лекции я приложил… нет, не домашнее задание (их все равно никто не делает). Вместо этого я для каждой лекции придумал план: как можно применить полученные знания, да так, чтобы было интересно, и вместе с дорогими вам людьми. Вариантов набралось много: в одном случае это «Киноклуб» (вы вместе смотрите фильм о художнике, а потом обсуждаете), в другом – экскурсия, которую вы теперь можете провести для семьи, в третьем – идея для домашней викторины, которую можно устроить с детьми.

Так что я уверен: курс этот вы пройдете до конца!

Кстати, вот полный список лекций, которые вы при этом посмотрите:

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Еще раз повторюсь: в курсе – 8 лекций, каждая разбита на эпизоды по 15 минут, чтобы вам было удобно смотреть. Вот они:

ЛЕКЦИЯ 1: ЭПОХА БАРОККО: ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЭТО ВРЕМЯ?

Эпизоды лекции:

  1. Два открытия, которые сгубили Италию
  2. Жил-был Анри Четвертый…
  3. Tu, felix Austria, nube!
  4. Взлет и падение Испании
  5. Падение и взлет Франции
  6. Нулевая мировая война
ЛЕКЦИЯ 2: ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛО БАРОККО?

Эпизоды лекции:

  1. Вы не знаете, что такое «барокко»!
  2. Барокко: научное определение
  3. Барокко – оружие пролетариата
  4. Как возникло барокко: загадочная «kunsvollen»
  5. Создатели барокко: Галилей, Декарт и другие
  6. Барокко и наука о мозге
ЛЕКЦИЯ 3: СУДЬБЫ БАРОККО В ИТАЛИИ

Эпизоды лекции:

  1. Почему никто не любит итальянское барокко
  2. Барокко и его конкуренты: классицизм, маньеризм, романтизм
  3. Паоло Веронезе: художник, который чудом спасся
  4. Тинторетто: борьба художника с тьмой
  5. Пьеро да Кортона: художник, оскорблявший католическую веру?
  6. Тьеполо и Солимена: художники, погубившие барокко
ЛЕКЦИЯ 4: БЕРНИНИ – ОТЕЦ БАРОККО В СКУЛЬПТУРЕ

Эпизоды лекции:

  1. Бернини – гений, делец, братоубийца
  2. Как читать скульптуры Бернини
  3. «Великая проблема», с которой столкнулся Бернини
  4. Решение «великой проблемы», найденное Бернини
  5. «Экстаз святой Терезы» — барочный шедевр
  6. «Экстаз святой Терезы» — объект критики (и даже ненависти)
ЛЕКЦИЯ 5: ВЕРА И СТРАСТИ В ЖИВОПИСИ КАРАВАДЖО

Эпизоды лекции:

  1. Караваджо – бунтарь в жизни и в живописи
  2. Подтексты, символы и намеки у Караваджо
  3. Караваджо и церковь: ненависть или любовь?
ЛЕКЦИЯ 6: ТРИ БАРОЧНЫХ ШЕДЕВРА РЕМБРАНДТА

Эпизоды лекции:

  1. Анатомия доктора Тульпа: символы и значимые детали
  2. Анатомия доктора Тульпа как отражение научной революции
  3. Анатомия доктора Тульпа: почему это шедевр
  4. Ночной дозор: обстоятельства создания, или почему «Ночной дозор» — совсем не ночной
  5. Говорящие детали и скрытые символы в «Ночном дозоре»: девочка с курицей и мушкетер без лица
  6. «Ночной дозор»: почему это шедевр
  7. Почему «Даная» из Эрмитажа – вовсе не Даная?
  8. Даная: почему это шедевр
ЛЕКЦИЯ 7: РУБЕНС – КОРОЛЬ ХУДОЖНИКОВ И ХУДОЖНИК КОРОЛЕЙ

Эпизоды лекции:

  1. Рубенсовская женщина – идеал красоты?
  2. Почему на самом деле женщины Рубенса такие пышные
  3. Язык аллегорий у Рубенса: учимся читать его картины
  4. Личные истории в картинах Рубенса: любовь и горе художника
ЛЕКЦИЯ 8: ВАН ДЕЙК – ГЛАВНЫЙ ПОРТРЕТИСТ БАРОЧНОЙ ЭПОХИ

Эпизоды лекции:

  1. «Мадонна с куропатками» из Эрмитажа – энциклопедия барочной символики
  2. Страшная история в трех картинах
  3. Три руки – три характера: как увидеть мастерство в деталях
  4. Мрачные предсказания в картинах ван Дейка
  5. Ван Дейк – философствующий художник
  6. Казненный король глазами ван Дейка

И ЕЩЕ ТРИ БОНУСНЫЕ ЛЕКЦИИ; НО ОНИ – ТОЛЬКО ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ МОИХ СЛУШАТЕЛЕЙ.

ТО ЕСТЬ ДЛЯ ВАС 🙂 

БОНУСНАЯ ЛЕКЦИЯ 1: САЛЬВАТОР РОЗА – ОСНОВАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА В ЖИВОПИСИ

БОНУСНАЯ ЛЕКЦИЯ 2: ЯКОБ ЙОРДАНС – САМЫЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ БАРОККО

БОНУСНАЯ ЛЕКЦИЯ 3: ФРАНС СНАЙДЕРС И ФИЛОСФСКИЕ ПОСЛАНИЯ ЕГО НАТЮРМОРТОВ

Мы почти добрались до кнопки «Купить». Осталась одна маленькая, но важная деталь…

ОТЗЫВЫ!

Если вы у меня что-то уже покупали, отзывы вам не нужны. Лучше вспомните, как вы делали это в первый раз. Возможно, было некоторое недоверие, но вы его преодолели. И в итоге вы же не жалеете о потраченных деньгах? Не думаете каждый вечер: «Эх, могла бы я найти лучшее применение той тысяче рублей?» Нет, вы доверились мне, получили отличные лекции, хорошо провели время в моем обществе и напитались новыми знаниями. И я прошу вас точно так же довериться мне еще раз.

А если вы у меня покупаете у меня впервые, и отзывы вам нужны – пожалуйста:

ПЕРЕХОДИМ НАКОНЕЦ К ОПИСАНИЮ ПАКЕТОВ!

Квадрат

Важно: ваш платеж пройдет, даже если вы находитесь за границей. Для этого на этапе оплаты выберите опцию «Продамус.Платежи».

ЕЩЕ ВАЖНЕЕ: теперь у вас есть возможность воспользоваться беспроцентной рассрочкой. Например, покупая пакет за 5000, вы заплатите 1250 рублей сразу, а оставшаяся сумма будет списана с вашей карты тремя платежами по 1250 рублей в течение двух месяцев. Чтобы воспользоваться беспроцентной рассрочкой, при оплате выберите пункт «Оплата долями», как на картинке.

P.S.: после оплаты письмо со ссылкой на лекции придет к вам на почту. Если не видите письма – проверьте папку «Спам». Если его нет там – напишите мне в личку в ВК или в Instagram, я помогу.

Пакет
«Минимальный»

4 500 ₽

Это два пакета, в которые собраны отдельные лекции из курса. Если вас очень интересует конкретная тема – можете взять один из них:

  • БАРОККО В ИТАЛИИ
    Сюда входят лекции номер  3, 4 и 5
  • БАРОККО В НИДЕРЛАНДАХ

    Сюда входят лекции номер 6, 7 и 8

Пакет
«Оптимальный»

7 500 ₽

Лучший выбор, на мой взгляд. Сюда входят:

  • Все восемь лекций курса + три бонусных лекции для постоянных слушателей
  • Три вдохновляющих теста, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс
  • Набор идей, как можно применить полученные знания (игры с детьми, экскурсии всей семьей, темы для обсуждений с друзьями).
Пакет
«Максимальный»

15 000 ₽

Все, что есть в пакете «Оптимальный» + расшифровки всех лекций (в формате PDF).

Ну и напоследок – напутственное слово

Деньги – брызги; мы всегда об этом знали, но в последнее время особенно остро прочувствовали.

Раньше я всегда писал, что сэкономленные пять тысяч вас не спасут от инфляции или стагнации в экономике; но сейчас, похоже, и пятьсот тысяч уже не спасают ни от чего.

Так не лучше ли потратить их на то, что останется в вашей голове, и будет с вами всегда?